Классический балет многим кажется слишком вышколенным и консервативным, а современный (авангардный)- заумным и непонятным. Красиво, конечно, но скучно. Но это только на первый взгляд.
Вот четыре сцены из балетов разных эпох, которые вызовут у вас что угодно, только не скуку.
1. «Тщетная предосторожность» ( «La Fille mal gardée») в постановке Фредерика Аштона
Это самый старый классический балет. Ему уже больше двухсот лет, но до сих пор его очень любит публика за весёлый сюжет, в котором строгая вдова Симона тщетно пытается удержать свою бойкую и ветреную дочку Лизу от любовных искушений.
От старого балета осталась только сюжетная канва. Хореография, музыка и имена главных персонажей непрерывно менялись. В 19 веке этот балет имел два варианта музыки: французского композитора Луи Герольда и немца Петера Гертеля.
В 1960 году «Тщетную предосторожность» поставил английский балетмейстер Фредерик Аштон на музыку Герольда. Она до сих пор идёт на сцене лондонского Ковент Гарден (и не только).
Вот комический «танец в сабо» вдовы Симоны. Партия Симоны — комическая роль, её всегда исполняют мужчины. Здесь это Уилл Такетт (британский танцовщик и балетмейстер) и труппа Королевского балета.
2. Па-де-де Кота в сапогах и Белой кошечки из балета Чайковского «Спящая красавица»
Этот маленький дуэт — вставной танец в «Спящей красавице» (дивертисмент). Он не имеет прямого отношения к сюжету балета, просто бонус публике, досидевшей до конца большого спектакля, и шанс немного перевести дух исполнителям главных ролей перед заключительным па-де-де.
Тот, кто неравнодушен к кошкам, оценит этот забавный любовный церемониал с выпущенными когтями)
Элизабет Харрод и Пол Кей — Королевский балет.
3. «Лебединое озеро» Чайковского в постановке Мэтью Борна
Что может быть смешного в «Лебедином озере»? В классической постановке — ничего. А в известной версии британского балетмейстера Мэтью Борна много юмора. Начнём с того, что все лебеди у него мужского пола, включая Одетту с Одиллией.
Несколько лет назад он с трепетом привёз своё творение в Москву, на родину Чайковского, и до глубины души эпатировал поклонников Чайковского и его творения — альфы и омеги русского балета. Но многие всё же оценили изобретательность и юмор хореографа.
В первом действии есть сцена, представляющая собой балет в балете.
Королева-мать с сыном-принцем и свитой идёт в театр и наблюдает из ложи балетную драму про хрупкую сильфиду, бравого любовника-дровосека и злого демона. Это смешная пародия на старый классический балет (немного напоминающая «Маски шоу»).
Параллельно, в ложе, разворачивается другая комедия: принц взял с собой в театр недавнюю знакомую — вульгарную блондинку, которая показывает себя во всей красе, радушно угощая чипсами королеву-мать (здесь тоже ассоциации — на этот раз с сценой в театре из фильма «Красотка»).
4. «Шесть танцев» на музыку Моцарта Иржи Килиана
Чешский хореограф Иржи Килиан — классик современного балета. Его способность совершенно точно перевести любую музыку в танцевальное движение и жест совершенно уникальны.
Но его «Шесть танцев» примечательны ещё и тем, что на этом маленьком спектакле публика хохочет в голос от начала и конца. Жалко, что видео и наполовину не передаёт комического эффекта! Там важна ещё мимика танцовщиков и второй план действия, идущий в глубине сцены. Здесь этого просто не видно.
Но то, как точно Килиан выражает в хореографии озорной и даже дурашливый тон моцартовских танцев — видно хорошо.
Кстати, этот спектакль идёт сейчас в Минском театре оперы и балета, можно убедиться.
Фрагменты балета в исполнении труппы балета Амстердама.
Ещё о балете:
«Пять знаменитых балетов, о которых нельзя не знать»
«Что такое женская красота в балете?»
«Что такое мужская красота в балете?»