Кумир советского народа
Популярность Муслима Магомаева в 60-70-е годы была космической, особенно на взлёте. В двадцать с небольшим лет он уже был настоящим поп кумиром советской публики. Солидная публика академического Большого зала Московской консерватории вскакивала с мест и взрывалась криками восторга, как на концерте какой-нибудь поп звезды.
Его красивый яркий баритон прекрасно звучал в любом репертуаре. Популярные оперные арии, классические романсы, неаполитанские песни, советская эстрада — у него всё получалось на «пять».
И конечно, он был настоящим красавцем с породистой внешностью голливудского актёра.
Ни у кого не было такой стройной фигуры, никто с таким шиком не носил концертный костюм, ни у кого не было таких элегантных бабочек. Если бы ему поступило предложение сняться в роли Джеймса Бонда, никто, наверное, и не удивился бы.
Его аристократичность и артистизм были природными, не наносными. Муслим вырос в интеллигентной семье с глубокими музыкальными традициями: его дед был композитором, азербайджанским классиком. Сам он получил хорошее музыкальное образование в специальной музыкальной школе и консерватории.
С такими данными Магомаев мог бы сделать отличную оперную карьеру, но его, с одной стороны, отталкивала рутина оперного театра, а с другой стороны, тянул к себе вольный дух эстрады. Его кумиром был тенор Марио Ланца, который добился огромного успеха вне оперного театра.
Но лёгкая музыка тоже была ему интересна. Адриано Челентано и Элвис Пресли были его любимцами.
Твист
Магомаев стал первым советским певцом, который запустил на официальную сцену твист. Не западный, а наш, отечественный, производства Арно Бабаджаняна.
Арно Бабаджанян — фантастически талантливый композитор и пианист, сочинявший музыку в любых жанрах — от академической, до лёгкой. Он написал для Магомаева много прекрасных песен («Не спеши», «Ноктюрн», Свадьба»), в том числе и несколько зажигательных твистов.
Он брал свои идеи в западной эстраде, но в итоге получалось гораздо лучше. Из одного мотива песни Адриано Челентано «24 тысячи поцелуев» он создал сразу четыре своих хита: «Лучший город земли», «Королева красоты» , «Шагает солнце по бульварам» и «Улыбнись».
В 60-годы твист обозначил новый, более свободный дух советской жизни. Он транслировал простую энергию радости и даже лёгкий пофигизм. Двадцатилетний Муслим Магомаев стал пионером этого жанра.
Правда, Никита Хрущёв осудил эти тлетворные влияния Запада, но он вскоре ушёл в отставку. На конкурсе «Лучшая песня года 1965 года » именно твист — знаменитая «Королева красоты» на стихи Анатолия Горохова — стала одним из лидеров.
В советском песенном твисте было одно «но»: концертный этикет не позволял певцу двигаться на сцене. Негласный закон советской эстрады гласил, что танцы — танцами, а песни песнями. И никакой этой западной аморальной разнузданности, которую демонстрировали западные кумиры юного Магомаева.
И тут возникал явный диссонанс между танцевальной энергией музыки и неподвижностью певца. Но что поделаешь, в 60-е годы с этим было строго.
И только особый формат новогоднего «Огонька» позволял ослабить вожжи протокола.
В этой съемке всё гораздо живее и свободнее. Хохмит за камерой Арно Бабаджанян, и чуть-чуть не дотягивает до реального твиста Муслим Магомаев. Тут видно что он довольно одарён пластически, и что если бы он дал себе волю, получилось бы ничуть не хуже, чем у Челентано.
«Шагает солнце по бульварам» — стихи Георга Карапетяна (перевод Анатолия Горохова)