Это продолжение статьи «Бидермайер — что это такое?»
Бидермайер начался под звуки бальной музыки.
В конце 1814 года в Вену съехались многочисленные делегации из стран, победивших Наполеона, чтобы договориться о послевоенном устройстве мира. Заседания Венского конгресса длились несколько месяцев подряд и сопровождались непрерывными увеселительными мероприятиями.
Эти балы стали дебютом венского вальса, который только теперь перешагнул свою репутацию вульгарного (простонародного), аморального (чуть ли не в обнимку) и даже вредного для здоровья (непрерывное кружение) танца и был официально введён в свет. А после окончания этого международного саммита его участники развезли новую бальную моду по своим странам.
Вальс стал титульным танцем всего 19 века и музыкальным символом бидермайера.
Венский вальс — это быстрый вальс, состоящий из нескольких сменяющих друг друга тем. В нём есть особый ритмический шик и увлекательная, типично венская жизнерадостность.
Где венский вальс — там обязательно скрипки.
Его танцевали и на светских балах, и в открытых в Вене и её пригородах увеселительных заведениях для широкой публики: Казино Доммайер в Хитцинге, Зал Софии в районе Ландштрассе или Тиволи в Майдлинге.
Иоганн Штраус-сын — король вальса — начал свою карьеру позже, а пока кумирами венской публики были его отец Иоганн Штраус-старший и Йозеф Ланнер.
🦋 Йозеф Ланнер. Вальс «Бабочки»
Ланнер был скрипачом, композитором и одним из отцов-основателей традиции венского вальса.
Он руководил известным в Вене бальным оркестром и был известен во всей Европе, в том числе, был очень популярен в России.
Этот вальс — классический пример настоящего бидермайера.
📯Филипп Фарбах-старший. Полька «Весёлый почтальон»
В период бидермайера сочинение и исполнение всякой развлекательной музыки стало в Вене очень актуальным и прибыльным бизнесом. Этим занимались целыми семейными кланами.
Музыкальное семейство Фарбахов в Австрии известно так же, как семейство Штраусов.
Четверо братьев Фарбахов (Филипп, Антон, Фридрих и Йозеф) были известными венскими музыкантами и композиторами. Трое из них начинали в оркестре Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-отца. Их дети — племянники и племянницы Филиппа — тоже были музыкантами.
А сын Филиппа — Филипп Фарбах-младший сделал ещё более успешную карьеру и даже был серьёзным конкурентом знаменитого Иоганна Штрауса-сына. Но это было уже позже.
Эту польку исполняет венский квартет Wiener Biedermeier Solisten. Трубач здесь изображает рожок почтальона.
🏰Фридрих Кулау. Сонатина ор.88 №3, ля минор
Родина Кулау — Германия, но когда в Гамбург вошла французская армия (1810), он бежал в Копенгаген и остался в Дании на всю жизнь.
Чтобы свести концы с концами (он содержал престарелых родителей и сестру), Кулау писал много небольших сочинений для фортепиано, а также для популярной у любителей музыки флейты. Его маленькие сонатины сейчас используются главным образом в учебном репертуаре, но они очаровательны своим наивным «бидермайерским»простодушием.
Это третья часть Сонатины ля минор.
🐟Франц Шуберт. «Форель» на стихи К.Ф.Д. Шубарта
У Шуберта сложные отношения с бидермайером.
С одной стороны, он был таким же бедным школьным учителем, как и пресловутый вымышленный господин Бидермайер, давший название стилю. И сочинял он в жанрах, характерных для стиля бидермайер — песни, вальсы и лендлеры, музыка для игры в четыре руки, предназначенных для домашнего досуга.
Без домашнего музицирования невозможно представить себе бидермайер. Музыка обеспечивала приятный досуг и атмосферу счастья и уюта в доме. Каждая девочка в приличной немецкой (и не только) семье помимо умения вышивания крестиком и гладью, получала навыки игры на фортепиано и вокала.
Шуберт был порождением бидермайера, но и его жертвой. Из огромного количества его сочинений венская публика отобрала только то, что вмещалось в её представления о музыкальном комфорте — песни и лёгкую музыку для фортепиано. Поэтому умер Шуберт, ни разу не услышав ни одну из своих девяти симфоний, с горьким ощущением неудавшейся жизни.
Талант Шуберта придавал особое духовное измерение всему, к чему он прикасался. Даже этому милому стихотворению в духе бидермайера.
«Форель» просто волшебно поёт Виктория Иванова.
Начало этой статьи — о том, что такое стиль «бидермайер» — 👉здесь
О других стилях в музыке:
👉Три стиля в музыкальной классике, которые нельзя не знать
👉Что такое импрессионизм в музыке на трёх примерах