букет роз
Фердинанд Георг Вальдмюллер - один из художников бидермайера. Букет роз.

Это продолжение статьи “Бидермайер – что это такое?”

Бидермайер начался под звуки бальной музыки.

В конце 1814 года в Вену съехались многочисленные делегации из стран, победивших Наполеона, чтобы договориться о послевоенном устройстве мира. Заседания Венского конгресса длились несколько месяцев подряд и сопровождались непрерывными увеселительными мероприятиями.

Эти балы стали дебютом венского вальса, который только теперь перешагнул свою репутацию вульгарного (простонародного), аморального (чуть ли не в обнимку) и даже вредного для здоровья (непрерывное кружение) танца и был официально введён в свет. А после окончания этого международного саммита его участники развезли новую бальную моду по своим странам.

Вильгельм Гаузе.
Вильгельм Гаузе.

Вальс стал титульным танцем всего 19 века и музыкальным символом бидермайера.

Венский вальс – это быстрый вальс, состоящий из нескольких сменяющих друг друга тем. В нём есть особый ритмический шик и увлекательная, типично венская жизнерадостность.

Где венский вальс – там обязательно скрипки.

Его танцевали и на светских балах, и в открытых в Вене и её пригородах увеселительных заведениях для широкой публики: Казино Доммайер в Хитцинге, Зал Софии в районе Ландштрассе или Тиволи в Майдлинге.

Иоганн Штраус-сын – король вальса – начал свою карьеру позже, а пока кумирами венской публики были его отец Иоганн Штраус-старший и Йозеф Ланнер.

🦋 Йозеф Ланнер. Вальс “Бабочки”

Ланнер был скрипачом, композитором и одним из отцов-основателей традиции венского вальса.

Он руководил известным в Вене бальным оркестром и был известен во всей Европе, в том числе, был очень популярен в России.

Этот вальс – классический пример настоящего бидермайера.

📯Филипп Фарбах-старший. Полька “Весёлый почтальон”

В период бидермайера сочинение и исполнение всякой развлекательной музыки стало в Вене очень актуальным и прибыльным бизнесом. Этим занимались целыми семейными кланами.

Филипп Фарнах-старший
Филипп Фарнах-старший

Музыкальное семейство Фарбахов в Австрии известно так же, как семейство Штраусов.

Четверо братьев Фарбахов (Филипп, Антон, Фридрих и Йозеф) были известными венскими музыкантами и композиторами. Трое из них начинали в оркестре Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-отца. Их дети – племянники и племянницы Филиппа – тоже были музыкантами.

А сын Филиппа – Филипп Фарбах-младший сделал ещё более успешную карьеру и даже был серьёзным конкурентом знаменитого Иоганна Штрауса-сына. Но это было уже позже.

Эту польку исполняет венский квартет Wiener Biedermeier Solisten. Трубач здесь изображает рожок почтальона.

🏰Фридрих Кулау. Сонатина ор.88 №3, ля минор

Родина Кулау – Германия, но когда в Гамбург вошла французская армия (1810), он бежал в Копенгаген и остался в Дании на всю жизнь.

Фридрих Кулау лишился правого глаза в результате несчастного случая в детстве.
Фридрих Кулау лишился правого глаза в результате несчастного случая в детстве.

Чтобы свести концы с концами (он содержал престарелых родителей и сестру), Кулау писал много небольших сочинений для фортепиано, а также для популярной у любителей музыки флейты. Его маленькие сонатины сейчас используются главным образом в учебном репертуаре, но они очаровательны своим наивным “бидермайерским”простодушием.

Это третья часть Сонатины ля минор.

🐟Франц Шуберт. “Форель” на стихи  К.Ф.Д. Шубарта

Густав Климт. Шуберт за фортепиано.
Густав Климт. Шуберт за фортепиано.

У Шуберта сложные отношения с бидермайером.

С одной стороны, он был таким же бедным школьным учителем, как и пресловутый вымышленный господин Бидермайер, давший название стилю. И сочинял он в жанрах, характерных для стиля бидермайер – песни, вальсы и лендлеры, музыка для игры в четыре руки, предназначенных для домашнего досуга.

Без домашнего музицирования невозможно представить себе бидермайер. Музыка обеспечивала приятный досуг и атмосферу счастья и уюта в доме. Каждая девочка в приличной немецкой (и не только) семье помимо умения вышивания крестиком и гладью, получала навыки игры на фортепиано и вокала.

Шуберт был порождением бидермайера, но и его жертвой. Из огромного количества его сочинений венская публика отобрала только то, что вмещалось в её представления о музыкальном комфорте – песни и лёгкую музыку для фортепиано. Поэтому умер Шуберт, ни разу не услышав ни одну из своих девяти симфоний, с горьким ощущением неудавшейся жизни.

Талант Шуберта придавал особое духовное измерение всему, к чему он прикасался. Даже этому милому стихотворению в духе бидермайера.

“Форель” просто волшебно поёт Виктория Иванова.

Начало этой статьи – о том, что такое стиль “бидермайер” – 👉здесь

О Виктории Ивановой – 👉здесь.

О других стилях в музыке:

👉Три стиля в музыкальной классике, которые нельзя не знать

👉Что такое импрессионизм в музыке на трёх примерах

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

4 + 3 =