Из всего огромного наследия Ференца Листа публика беззаветно любит только его фортепианные сочинения, хотя как раз их сам композитор ценил менее всего.
Вот четыре самых популярных сочинения Листа, которые достаточно знать, чтобы иметь представление о его музыке.
1. Этюд по Паганини «La campanella»
Когда Листу было 20 лет, и он уже был известным пианистом, в Париж приехал Паганини и показал всем такую фантастическую виртуозность, что потрясённый Лист обнулил все свои достижения, заперся дома на несколько месяцев для упражнений, чтобы продвинуть свой технический уровень. Позже он написал шесть этюдов на темы Паганини.
«La campanella» переводится как «колокольчик». В этом этюде пианисту надо добиться абсолютно четкого, звонкого, бисерного и легкого звука при головоломных пассажах и скачках.
Бехзод Абдураимов (Узбекистан) — новая звезда фортепианной сцены.
2. Ноктюрн «Грёзы любви» (Liebestraum)
То, что это про любовь, ясно и без названия с первого звука. Он посвящён Каролине Витгенштейн — самой главной женщине в жизни Листа.
Этот ноктюрн заигран до невозможности. Он такой проникновенный и поэтический, что любой, самый законченный циник и сухарь на пару минут поверит, что любовь, конечно же, есть!
Даниил Харитонов в силу своей юной и неиспорченной натуры (ему здесь 17 лет) играет Liebestraum вполне чистосердечно, без романтических экстазов и пароксизмов страсти , в который любят впадать, к сожалению, многие пианисты.
3. Утешение (Consolation) №3
Ещё одна популярнейшая лирическая пьеса Листа. Она входит в фортепианный цикл «Утешения». Название не очень загадочное, потому что ничто не может так утешить человека, как музыка.
Прекрасная мелодия в духе арии.
Владимир Горовиц
4. Венгерская рапсодия №2
Конечно же, не бывает Листа без Венгерских рапсодий! Потому что он был венгерским патриотом, хоть и не умел говорить по-венгерски. Всего рапсодий 19, и это фантазии на венгерские темы — песенные и танцевальные. Все они зажигательные и очень виртуозные.
Вторая венгерская рапсодия для пианистов, то же, что стометровка для легкоатлетов. Все страются пробежать побыстрее и как-нибудь поэффектнее. Как-то так повелось, что в ней исполнителю позволяется отступать от текста и добавлять еще претятствий на дистанции (усложнять авторский текст). Это пианистические понты в чистом виде.
В Культшпаргалке уже не раз были ролики со Второй рапсодией, но Ланг Ланга ещё не было. У него как-то так получается — абсолютно всё элегантно переводить в попсу своим трюкачеством. В данном случае его можно извинить, потому что Вторая рапсодия Листа (так же, как и Третья, Четвёртая и т.д.) — и есть не что иное, как трюк и развлечение для публики.