лучшие хоры
К.Маковский. Девушка в жемчужном ожерелье.

Не все русские композиторы, любимые и широко известные в своё время, достигли статуса “великих”. Многие из них тем не менее занимают очень почётное место в истории отечественной музыки, другие известны лишь некоторыми своими сочинениями. От третьих остались только имена. А кто-то и вовсе забыт.

Но без всех них не было бы великих Глинки, Чайковского, Мусоргского и Рахманинова. Эти “не великие” русские композиторы создали сам дух, традицию и атмосферу национальной музыки. Поэтому их небольшие шедевры очень много говорят нашему сердцу.

Вот некоторые из них.

🟢Алексей Николаевич Верстовский. Хор девушек из оперы “Аскольдова могила”

Не великие русские композиторы в пяти маленьких шедеврах

В музыкальном мире России первой половины 19 века было две главных фигуры: Верстовский (в Москве) и Глинка (в Петербурге). Каждый из них считал себя главным русским композитором. И хотя публика больше любила оперы и водевили Верстовского, профессиональный статус Глинки был выше. Правда, в отличие от Верстовского, занимавшего пост театрального инспектора всея Москвы, Глинка не так и не смог получить хорошей должности.

Всё это создавало между ними скрытое напряжение. Верстовский обижался, что с приходом Глинки его забыла музыкальная критика, а Глинку, вероятно, раздражали карьерные успехи конкурента. В своих Записках он о ком только не пишет! Но Верстовского не упоминает ни разу, как будто его не вообще не существовало в природе.

Самая популярная опера Верстовского с разговорными диалогами “Аскольдова могила” была написана на год раньше “Жизни за царя” Глинки и имела оглушительный успех. Она шла во всех российских театрах до самой Октябрьской революции, а потом была забыта на долгое время. Исполнялись только отдельные номера из неё и особенно часто – любимый многими замечательный хор девушек из третьего действия.

Его поют наложницы князя Святослава Игоревича.

Ах, подруженьки, как грустно круглый год жить взаперти!
Из-за стен лишь любоваться на широкие поля!
Нам и песни не веселье: от тоски мы их поём.
К одним горестям привычные, мы скучаем с юных лет.
И зачем мы, горемычные, родились на белый свет!

🟣Антон Григорьевич Рубинштейн. Романс Демона из одноимённой оперы

Не великие русские композиторы в пяти маленьких шедеврах

Среди многочисленных заслуг Антона Рубинштейна перед русской культурой (он был основателем русской фортепианной школы и первой российской консерватории) его композиторская деятельность – не самая главная. Но при этом в России не было другого настолько плодовитого композитора: едва ли вся “Могучая кучка” (пять композиторов) написала столько, сколько он один – и оперы, и симфонии, и концерты, и оратории, и романсы, и множество фортепианных сочинений.

Тем не менее великим композитором он не стал. Ференц Лист откровенно писал ему об отсутствии индивидуального стиля.

И всё же в музыке Рубинштейна есть очень много прекрасных взлётов вдохновения. Как, например, этот удивительный Романс Демона. Совершенно космическая, завораживающая музыка.

Дмитрий Хворостовский.

🟠Антон Степанович Аренский. Романс Певца за сценой из оперы “Рафаэль”

Не великие русские композиторы в пяти маленьких шедеврах

Мелодический дар Аренского производил сильное впечатление на Чайковского. Он горячо рекомендовал его оперу “Сон на Волге” директору императорских театров Всеволжскому. Но для полной реализации своего таланта Аренскому чего-то не хватало: то ли характера, то ли целеустремлённости. Он преподавал композицию в Московской консерватории и имел репутацию спонтанной, склонной к излишествам личности.

Аренский написал не очень много музыки, она не способна глубоко впечатлить или потрясти, но сделана очень добротно и элегантно. Несмотря на то, что Римский-Корсаков нелестно отзывался о его творчестве и предрёк, что «забыт он будет скоро», несколько сочинений Аренского остались в концертном и педагогическом обороте.

Например, этот Романс Певца за сценой из оперы “Рафаэль”.

Правда, мелодия этой арии Аренкскому не принадлежит. Он взял её из популярного в те годы сборника итальянских песен. Там она называется “Lo granatiello”.

Константин Огневой.

🔵Василий Сергеевич Калинников. Серенада для струнных

Не великие русские композиторы в пяти маленьких шедеврах

Тормозом для композиторской карьеры Калинникова были два обстоятельства: его бедность и очень плохое здоровье. По этой причине он не смог получить хорошего образования (был отчислен из Московской консерватории за неуплату) и вынужден был постоянно заботиться о куске хлеба.

О его трудоустройстве хлопотал Чайковский, но было уже поздно. В 27 лет Василий Калинников заболел туберкулёзом.

Последние годы он жил в Ялте, где написал своё самое известное сочинение: 👉Первую симфонию соль минор (всего симфоний у Калинникова две) с на редкость красивой “русской” темой в первой части. Через некоторое время симфония была с большим успехом исполнена в Киеве, а позже и в европейских столицах. Через три года после премьеры Василий Калинников умер. Ему было 35 лет.

Эта Серенада для струнного оркестра не так хорошо известна, как Первая симфония или его фортепианная 👉“Грустная песенка”, но очень хороша типичной “калинниковской” тихой, чуть сентиментальной и очень поэтичной лирикой. Недаром Калинникова называли “Кольцовым русской музыки”.

🔴Владимир Иванович Ребиков. Вальс из оперы “Ёлка”

Не великие русские композиторы в пяти маленьких шедеврах

Ребиков был довольно эксцентричной фигурой в музыкальном мире России конца 19 – начала 20 веков и имел репутацию декадента. Он фонтанировал радикальными гармоническими идеями, писал смелые манифесты, декларировал отказ от музыкальной формы и других пережитков прошлого, изобретал новые музыкальные жанры – «меломимика», «мелопластика» и “музыкально-психологические картины”.

Неудивительно, что он не вписался в рамки отечественного музыкального процесса, не был принят в консерваторию, учился частным образом, жил в провинции и после недолгого периода известности умер, забытым всеми, в разгар гражданской войны.

Возможно, смелость новаций Ребикова не соответствовала масштабу его небольшого таланта. Он остался в истории русской музыки своими вполне традиционными меланхолическими фортепианными 👉вальсами в духе Чайковского с оттенком Шопена и другими пьесами для детей, которых он написал довольно много.

Из нескольких его опер успех имела только одна – “Ёлка” по мотивам сказки Андерсена. Но со временем и она ушла в тень времени, оставив после себя в памяти потомков только этот очень популярный вальс.

Александр Бахчиев.

Поделиться: