Кто-то из комментаторов Культшпаргалки однажды искренне пожелал Сальери «гореть в аду».
Из этого можно сделать вывод, что венская городская сплетня об отравлении Моцарта ещё вполне жива, и в декабре ей исполнится 228 (!) лет (интересно, есть ли раздел «самые длинные сплетни» в Книге рекордов Гиннесса?)
Технология навета
Эта история отравила остаток жизни Антонио Сальери (а он пережил Моцарта на 34 года). Дошло до того, что бедному старику прямо в глаза задавали вопрос: «Скажите, а правда ли, что вы отравили Моцарта?»
Немудрено, что человек закончил свои дни с психиатрическим диагнозом.
И возможно, что люди поговорили бы да и забыли, но после смерти Сальери эти слухи были закреплены четверным узлом в мировой культуре: пушкинский «Моцарт и Сальери», опера Римского-Корсакова на этот сюжет, пьеса «Амадей» Питера Шеффера и снятый по ней Милошем Форманом знаменитый фильм.
Такой массированный художественный навет испортил репутацию Сальери навеки.
В последние двести лет историки, не покладая рук, стараются отмыть честное имя этого композитора. Нет, не убивал Сальери Моцарта!
И не факт даже, что интриговал против него: об этом нет никаких свидетельств, кроме одной единственной раздражённой фразы в письме отца Моцарта. А что касается зависти, то тут ещё надо посмотреть, кто кому и по какому поводу завидовал.
Но всё равно в массовом сознании Сальери известен как «тот самый, кто из зависти отравил гения».
На этом портрете он смотрит на потомков с явной обидой: «И за что ж вы меня так, люди?»)
Сальери как положительный герой
Но почему же тогда он с юных лет внушал людям глубокую симпатию, за что его как отца родного почитал Шуберт, уважал Бетховен и восхищался Гёте? Почему его так любил Иосиф II и венская публика, в конце концов?
Вот несколько фактов к положительной характеристике Сальери.
1. Антонио Сальери был известным в Вене педагогом и не брал денег со своих учеников, если только они не были состоятельными людьми.
Бесплатными урокам вокальной композиции ему обязаны: маленький Ференц Лист, младший сын Моцарта Франц Ксавер, в пять месяцев оставшийся без отца, сын бедного школьного учителя Франц Шуберт. Среди его учеников был и Бетховен, но он, скорее всего, занимался с Сальери платно.
Когда в 13 лет Сальери остался сиротой, в его судьбе приняли бескорыстное участие сразу несколько людей (один из них — австрийский композитор при дворе Иосифа II Флориан Гассман). Благодаря им он получил кров, блестящее образование и протекцию при дворе императора. Благодарность этим людям Сальери хранил до конца своих дней и дал обет поступать так же, как они.
2. Сальери всю жизнь занимался благотворительностью и руководил «Концертами в пользу вдов и сирот оркестровых музыкантов» при Венском обществе музыкантов. Этому обществу он завещал часть своего состояния.
3. Он много сделал для развития музыкального образования в Австрии: основал хоровое училище при Венском обществе музыкантов, а потом реформировал его в Венскую консерваторию и стал её первым директором.
4. Судя по всему, Сальери был довольно доброжелательным человеком. Он охотно писал рекомендательные письма (например, в поддержку юных Листа и Шуберта), продвигал сочинения других композиторов (Бетховена и Моцарта) иногда даже в ущерб своим.
Кстати, он не скрывал своего восторга от музыки Моцарта ( тот сам вынужден был это констатировать).
Вообще не осталось никаких реальных свидетельств о том, что Сальери когда-нибудь недоброжелательно высказывался о Моцарте.
Скорее, наоборот — к недоброжелательности был склонен Моцарт, что, в общем, понятно. Здесь и раздражение «местного» (австрийца Моцарта) к «понаехавшему» (итальянцу Сальери), и ревность к его положению при дворе и ко всем званиям и наградам, которых Моцарт заслуживал по праву таланта, но не мог получить.
5. И он написал немало хорошей музыки. Она хоть и не дотягивает до лучших сочинений Моцарта, так до них вообще мало кто дотягивает)