Анна Нетребко в роли Аиды

Это самая монументальная и экзотическая опера Верди. И то и другое обусловлено тем, что написана она по заказу египетского хедива Исмаил-паши для церемонии открытия нового оперного театра в Каире. Это был первый оперный театр в Африке, и в нём, кстати, были спец.ложи для гаремов, закрытые решётками.

Хедив предложил Верди самому назначить гонорар, и Верди, отбросив скромность, заломил сумму в 150 тысяч франков (сегодня это примерно 620 тысяч долларов). Причём только за право премьерной постановки. Все права на оперу остались у него.

Верди, правда, не успел к сроку, но в итоге честно освоил эти полмиллиона. У него получилось грандиозное зрелище с фараонами, принцессами, жрецами, храмами, пирамидами, слонами и танцами мавританских мальчиков.

Но любимая вердиевская мелодрама никуда не делась: любовь, ревность, коварство и душераздирающая кончина влюблённых – всё на месте, только отношения тут завязаны не двойными, а тройными узлами.

Аида

Аида – первая рабыня египетской принцессы Амнерис. Она черна как ночь, но необыкновенно нежна и прекрасна. (Недаром все реальные Аиды, которых вы только знаете – названы в её честь).

Примерно вот такая.

Аида захвачена в плен во время последней войны и скрывает, что она тоже принцесса – дочь эфиопского царя. Она мечтает освободиться от рабства и вернуться в родную Адисс-Абебу (или как тогда называлась столица Эфиопии?)

Но в её рабской доле есть и светлая сторона – она счастливо влюблена в красавца Радамеса (начальника дворцовой стражи).

Амнерис

Амнерис тоже влюблена в красавца Радамеса, но не может понять, почему он не отвечает ей взаимностью.

Анита Рачвелишвили в роли Амнерис
Анита Рачвелишвили в роли Амнерис

Ни молитвы богу Ра, ни жертвы богине Изиде, ни роскошные царские наряды, ни новое ожерелье из зубов гиппопотама не могут зажечь любовный блеск в глазах Радамеса. Она пытается понять, кто перешел ей дорогу, и у неё есть подозрения, что это её рабыня Аида.

Радамес

Радамес – очень горячий (прямо пламенный!) египетский воин. Он тайно любит Аиду и мечтает о военных подвигах. Верховный жрец Рамфис благоволит к нему, и у Радамеса есть все шансы возглавить армию в ближайшем походе против враждебных эфиопов. А после победы он освободит от рабства любимую Аиду!

В начале оперы он поёт свою страстную и нежную арию (романс) “Милая Аида!”

Пласидо Доминго (на юного Радамеса он мало похож, но поёт божественно)

Мечты Радамеса сбываются: он назначен главнокомандующим египетской армии, и под гимны жрецов и всего народа уходит воевать с армией эфиопского царя.

Но Аида в полном замешательстве: кому ей желать победы – любимому Радамесу или родному отцу?! Когда нет ответа на вопросы – выход один: молиться богам. Что Аида и делает в своей известной арии из первого действия “Вернись с победой к нам”:

Анна Нетребко (заключительная часть арии)

Амнерис против Аиды

Пока Радамес воюет с эфиопами, Амнерис устраивает Аиде психологический баттл с целью вывести соперницу на чистую воду. У бедной Аиды нет ни одного шанса выдержать этот поединок: у Амнерис все фараонские административные ресурсы и бешеная ревность.

Хитрыми гестаповскими приёмами она доводит бедную рабыню до истерики (это дуэт Амнерис и Аиды во 2 действии) и узнаёт, что её подозрения были верны: у Аиды с Радамесом тайный роман.

Ясно, что дальше Аиду не ждёт ничего хорошего.

Анна Нетребко и Анита Рачвелишвили в постановке Метрополитен оперы, 2018 год.
Анна Нетребко и Анита Рачвелишвили в постановке Метрополитен оперы, 2018 год.

И точно. Как только возвращается с победой Радамес (тут знаменитая сцена с триумфальным маршем), фараон назначает ему в жены свою дочь Амнерис (в качестве награды). Через неделю свадьба. Амнерис торжествует, но Аиде-то каково?

Представьте себя на её месте: любимый должен жениться на злобной сопернице, которая – ясно как день! – скрутит тебя, бесправную рабыню – в бараний рог. Ни любимого, ни свободы, ни родного дома… И Аида уже подумывает броситься с горя в бурные омуты священного Нила, где водятся голодные нильские крокодилы.

В этот момент она поёт очень красивую и трогательную арию (точнее, Романс) “О моя родина, я никогда не увижу тебя!”.

Анна Нетребко в Зальцбургской постановке “Аиды”, 2017 год

Но есть и ещё одно омрачающее обстоятельство: Радамес приводит с войны эфиопских пленников, и среди них (инкогнито) отец Аиды – царь Эфиопии. Этот отец и портит окончательно всё дело. Зовут его –

Амонасро

Он, конечно, скрывает свой царский статус, и время в плену не теряет даром: ему нужно выведать слабые стороны врага, чтобы позже взять военный реванш.

То, что его дочь Аида любит египетского главнокомандующего Радамеса, для него как для разведчика – удачное обстоятельство. Лирическая сторона вопроса его как-то совсем не волнует. И он использует родную дочь по полной программе.

Как только Аида допевает свою печальную арию, он внезапно появляется перед ней и ставит вопрос ребром:

“Что тебе дороже – Родина или твои шуры-муры с врагом? Свобода или рабство? Любишь Родину – узнай у Радамеса план расстановки войск! А иначе ты мне не дочь, и убиенная мать восстанет из гроба, чтобы предать тебя анафеме! и реки крови потекут по земле твоей Родины!” и т.д. и т.п.

Ну, вы сами видите, что делается…

Анна Нетребко и Куин Келси в роли Амонасро
Анна Нетребко и Куин Келси в роли Амонасро

Или так:

Аида - Мария Пахарь, Амонасро - Андрей Батуркин.
Аида – Мария Пахарь, Амонасро – Андрей Батуркин.

Снова Радамес

Сломленная отцом Аида склоняет Радамеса к совместному побегу в Эфиопию. Он шокирован таким предложением. “Как? мне предать свой долг?! Бросить священные алтари моих богов?! Да как ты можешь? Да ни за что на свете!!!”

Но Аида знает на какие точки давить: “Ну так и иди – целуйся со своей толстой фараонихой! Да, похоже ты меня никогда и не любил…”

“Ну ладно”, – соглашается Радамес, быстро сообразив, что легче Родину предать, чем спорить с любимой женщиной. И он называет секретную тропу, на которой нет египетских постов – по ней они должны бежать.

И тут оказывается, что поблизости – в зарослях финиковых пальм – пряталась целая команда заинтересованных лиц: Амонасро, который уже подслушал и записал в свою шпионскую папирусную книжечку тайный маршрут, и мстительная Амнерис с вооружённым нарядом жрецов.

Жрецы арестовывают Радамеса за измену Родине, а Аида с отцом тем временем скрываются в ночи.

Развязка

Заканчивается всё грандиозно и трагично.

Амнерис ещё может спасти Радамеса. У неё только одно условие – он должен отречься от Аиды. Но тут он непреклонен, и Амнерис умывает руки.

Жрецы приговаривают Радамеса к погребению заживо. Священные жрицы возносят молитвы богу Фта.

Предчувствуя, что дело кончится именно этим, верная раскаявшаяся Аида заранее проникает в гробницу, где три дня без пищи и воды в темноте ждёт приговорённого. Она хочет умереть вместе с ним.

Так что, когда за Радамесом заваливают вход в подземелье огромным камнем, Аида выходит к нему из мрака уже полуживая.

В итоге склеп становится единственным местом в их несчастной жизни, где им никто и никогда не сможет помешать быть вместе. Поэтому умирают они под светлую музыку любовного дуэта и погребальное пение священных жриц где-то наверху.

А Амнерис в это время, терзаясь раскаянием и горем, поливает слезами неподъёмный камень у входа в склеп.

Пласидо Доминго, Эприл Милло (Аида) и Долора Заджик (Амнерис)

Хотя, если бы Амнерис знала, что Радамес там не один, а с Аидой, она бы уж точно наглухо забетонировала все щели (чтобы наверняка перекрыть влюблённым кислород).

Ещё на ту же тему: “О чём “Травиата?”“О чём “Риголетто?”“О чём “Пиковая дама”?”“Натура для “Травиаты”, “Что нужно знать о Верди?”

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here