Это самая монументальная и экзотическая опера Верди. И то и другое обусловлено тем, что написана она по заказу египетского хедива Исмаил-паши для церемонии открытия нового оперного театра в Каире. Это был первый оперный театр в Африке, и в нём, кстати, были спец.ложи для гаремов, закрытые решётками.
Хедив предложил Верди самому назначить гонорар, и Верди, отбросив скромность, заломил сумму в 150 тысяч франков (сегодня это примерно 620 тысяч долларов). Причём только за право премьерной постановки. Все права на оперу остались у него.
Верди, правда, не успел к сроку, но в итоге честно освоил эти полмиллиона. У него получилось грандиозное зрелище с фараонами, принцессами, жрецами, храмами, пирамидами, слонами и танцами мавританских мальчиков.
Но любимая вердиевская мелодрама никуда не делась: любовь, ревность, коварство и душераздирающая кончина влюблённых — всё на месте, только отношения тут завязаны не двойными, а тройными узлами.
Аида
Аида — первая рабыня египетской принцессы Амнерис. Она черна как ночь, но необыкновенно нежна и прекрасна. (Недаром все реальные Аиды, которых вы только знаете — названы в её честь).
Примерно вот такая.
Аида захвачена в плен во время последней войны и скрывает, что она тоже принцесса — дочь эфиопского царя. Она мечтает освободиться от рабства и вернуться в родную Адисс-Абебу (или как тогда называлась столица Эфиопии?)
Но в её рабской доле есть и светлая сторона — она счастливо влюблена в красавца Радамеса (начальника дворцовой стражи).
Амнерис
Амнерис тоже влюблена в красавца Радамеса, но не может понять, почему он не отвечает ей взаимностью.
Ни молитвы богу Ра, ни жертвы богине Изиде, ни роскошные царские наряды, ни новое ожерелье из зубов гиппопотама не могут зажечь любовный блеск в глазах Радамеса. Она пытается понять, кто перешел ей дорогу, и у неё есть подозрения, что это её рабыня Аида.
Радамес
Радамес — очень горячий (прямо пламенный!) египетский воин. Он тайно любит Аиду и мечтает о военных подвигах. Верховный жрец Рамфис благоволит к нему, и у Радамеса есть все шансы возглавить армию в ближайшем походе против враждебных эфиопов. А после победы он освободит от рабства любимую Аиду!
В начале оперы он поёт свою страстную и нежную арию (романс) «Милая Аида!»
Пласидо Доминго (на юного Радамеса он мало похож, но поёт божественно)
Мечты Радамеса сбываются: он назначен главнокомандующим египетской армии, и под гимны жрецов и всего народа уходит воевать с армией эфиопского царя.
Но Аида в полном замешательстве: кому ей желать победы — любимому Радамесу или родному отцу?! Когда нет ответа на вопросы — выход один: молиться богам. Что Аида и делает в своей известной арии из первого действия «Вернись с победой к нам»:
Монсеррат Кабалье
Амнерис против Аиды
Пока Радамес воюет с эфиопами, Амнерис устраивает Аиде психологический баттл с целью вывести соперницу на чистую воду. У бедной Аиды нет ни одного шанса выдержать этот поединок: у Амнерис все фараонские административные ресурсы и бешеная ревность.
Хитрыми гестаповскими приёмами она доводит бедную рабыню до истерики (это дуэт Амнерис и Аиды во 2 действии) и узнаёт, что её подозрения были верны: у Аиды с Радамесом тайный роман.
Ясно, что дальше Аиду не ждёт ничего хорошего.
И точно. Как только возвращается с победой Радамес (тут знаменитая сцена с триумфальным маршем), фараон назначает ему в жены свою дочь Амнерис (в качестве награды). Через неделю свадьба. Амнерис торжествует, но Аиде-то каково?
Представьте себя на её месте: любимый должен жениться на злобной сопернице, которая — ясно как день! — скрутит тебя, бесправную рабыню — в бараний рог. Ни любимого, ни свободы, ни родного дома… И Аида уже подумывает броситься с горя в бурные омуты священного Нила, где водятся голодные нильские крокодилы.
В этот момент она поёт очень красивую и трогательную арию (точнее, Романс) «О моя родина, я никогда не увижу тебя!».
Мария Каллас
Но есть и ещё одно омрачающее обстоятельство: Радамес приводит с войны эфиопских пленников, и среди них (инкогнито) отец Аиды — царь Эфиопии. Этот отец и портит окончательно всё дело. Зовут его —
Амонасро
Он, конечно, скрывает свой царский статус, и время в плену не теряет даром: ему нужно выведать слабые стороны врага, чтобы позже взять военный реванш.
То, что его дочь Аида любит египетского главнокомандующего Радамеса, для него как для разведчика — удачное обстоятельство. Лирическая сторона вопроса его как-то совсем не волнует. И он использует родную дочь по полной программе.
Как только Аида допевает свою печальную арию, он внезапно появляется перед ней и ставит вопрос ребром:
«Что тебе дороже — Родина или твои шуры-муры с врагом? Свобода или рабство? Любишь Родину — узнай у Радамеса план расстановки войск! А иначе ты мне не дочь, и убиенная мать восстанет из гроба, чтобы предать тебя анафеме! и реки крови потекут по земле твоей Родины!» и т.д. и т.п.
Ну, вы сами видите, что делается…
Или так:
Снова Радамес
Сломленная отцом Аида склоняет Радамеса к совместному побегу в Эфиопию. Он шокирован таким предложением. «Как? мне предать свой долг?! Бросить священные алтари моих богов?! Да как ты можешь? Да ни за что на свете!!!»
Но Аида знает на какие точки давить: «Ну так и иди — целуйся со своей толстой фараонихой! Да, похоже ты меня никогда и не любил…»
«Ну ладно», — соглашается Радамес, быстро сообразив, что легче Родину предать, чем спорить с любимой женщиной. И он называет секретную тропу, на которой нет египетских постов — по ней они должны бежать.
И тут оказывается, что поблизости — в зарослях финиковых пальм — пряталась целая команда заинтересованных лиц: Амонасро, который уже подслушал и записал в свою шпионскую папирусную книжечку тайный маршрут, и мстительная Амнерис с вооружённым нарядом жрецов.
Жрецы арестовывают Радамеса за измену Родине, а Аида с отцом тем временем скрываются в ночи.
Развязка
Заканчивается всё грандиозно и трагично.
Амнерис ещё может спасти Радамеса. У неё только одно условие — он должен отречься от Аиды. Но тут он непреклонен, и Амнерис умывает руки.
Жрецы приговаривают Радамеса к погребению заживо. Священные жрицы возносят молитвы богу Фта.
Предчувствуя, что дело кончится именно этим, верная раскаявшаяся Аида заранее проникает в гробницу, где три дня без пищи и воды в темноте ждёт приговорённого. Она хочет умереть вместе с ним.
Так что, когда за Радамесом заваливают вход в подземелье огромным камнем, Аида выходит к нему из мрака уже полуживая.
В итоге склеп становится единственным местом в их несчастной жизни, где им никто и никогда не сможет помешать быть вместе. Поэтому умирают они под светлую музыку любовного дуэта и погребальное пение священных жриц где-то наверху.
А Амнерис в это время, терзаясь раскаянием и горем, поливает слезами неподъёмный камень у входа в склеп.
Пласидо Доминго, Эприл Милло (Аида) и Долора Заджик (Амнерис)
Хотя, если бы Амнерис знала, что Радамес там не один, а с Аидой, она бы уж точно наглухо забетонировала все щели (чтобы наверняка перекрыть влюблённым кислород).
Ещё на ту же тему: «О чём «Травиата?», «О чём «Риголетто?», «О чём «Пиковая дама»?», «Натура для «Травиаты», «Что нужно знать о Верди?»