Любой питерский экскурсовод возле памятника Чижику-пыжику на Фонтанке расскажет вам историю о том, что известная песенка про Чижика была сочинена в честь студентов-правоведов. Верить ли им на слово?

Факты обычно приводятся такие:

  • «чижик» — это, конечно, о студентах правоведах, потому что они носили мундиры/сюртуки/шинели желто-зеленой расцветки, как у чижа
  • «пыжик» — потому что они «при ходьбе пыжились» (как написано на одном сайте), или (вторая версия) носили зимой пыжиковые шапки, или (третья версия) носили зимой шинели с пыжиковыми воротниками
  • «на Фонтанке» — потому что Императорское Училище правоведения располагалось на берегу Фонтанки
  • «водку пил» — потому что эти правоведы в свободное от учёбы время пили водку в забегаловке по соседству и «бродили вдоль Фонтанки в нетрезвом виде» (цитата из статьи в интернете)

Есть подозрение, что новое поколение экскурсоводов черпает свои познания исключительно в Википедии и на сайтах других туристических фирм. Но откуда первоначально пошла эта байка?

Это Пикуль виноват

В 1986 году Валентин Пикуль издал роман «Честь имею», в котором изложил легенду про то, что песенка Чижик-пыжик написана о правоведах. Откуда Пикуль почерпнул эти сведения — неизвестно, но поскольку в те году его книги были необыкновенно популярны, а он сам имел в народе репутацию серьёзного историка, его слова были приняты на веру.

Конечно, Пикуль — это не академик Лихачёв и не Брокгауз и Эфрон, чтобы верить ему безоговорочно. Тем более, что в описании Училища правоведения у него есть очевидные ошибки и досадные ляпы.

Не было таких мундиров

Устав Училища правоведения предписывал носить «мундир темно-зеленого цвета со светло-зеленым суконным воротником и обшлагами и с черной выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченные, с изображением сенатского чекана; панталоны по цвету мундира».

Шинели правоведам выдавали тоже темно-зеленые с суконным воротником. Утеплялись студенты уже на собственные деньги. Кто-то мог себе позволить меховой воротник и даже меховую подкладку (в ходу был бобровый мех), а кто-то так и обходился бюджетным суконным воротником. Про пыжик история упорно умалчивает.

Главное то, что никаких ассоциаций с желтыми чижами цвет их мундиров вызывать не мог.

Юный Чайковский в мундире Училища правоведения.
Юный Чайковский в мундире Училища правоведения.

Не было пыжиковых шапок

Головные уборы у правоведов в соответствии с уставом были двух вариантов: фуражки и треуголки для торжественных случаев. Пыжиковые шапки — это уже постсоветская мифология.

Их не было и быть не могло. Никаких шапок на студентах-правоведах ни фотохроника, ни рисунки того времени, ни современники в воспоминаниях не фиксируют.

Вот правоведы зимой играют в мяч. В фуражках.

Вот студент (кстати, будущий шахматный чемпион Александр Алёхин) в зимней шинели и треуголке.

Уши в мороз спасали, поднимая воротник, надевая фетровые наушники на резинке или башлык.

Про водку и Фонтанку

Да, водку студенты-правоведы пили, конечно, впрочем, вряд ли больше, чем другие студенты, и конечно, не все поголовно.

БОльшая часть студентов Училища были детьми и подростками (на подготовительное отделение поступали с 10-ти лет, как П.И.Чайковский, например). Заканчивали обычно в 19. К тому же заведение было полувоенное, наказывали строго — розгами или отчислением. Так что уж точно правоведы не бродили в пьяном виде вдоль Фонтанки.

Чижик был раньше правоведов

Даже в Википедии, которая и тиражирует эту байку, приводится неопровержимое доказательство того, что песенка про чижика существовала ещё тогда, когда Училища правоведения вообще не было. В частной переписке современников Пушкина есть нецензурная пародия на Чижика, которая начинается так: «Гнедич, Гнедич! где ты был? «

Но экскурсоводы, конечно, опускают эту деталь, чтобы не портила туристическую легенду.

Просто песня

Чижик-пыжик — обычная старинная городская народная песня, такая же как «Во саду ли, в огороде». А чижик-пыжик — это просто чижик-пыжик, без всяких скрытых смыслов. Примерно как сорока-белобока, калинка-малинка или гоголь-моголь (хотя гоголь-моголь уже тоже умудрились привязать к Николаю Васильевичу и к белорусскому городу Могилёву).

Под песню про чижика, кстати, было модно танцевать кадриль на несколько колен, и для этого сочиняли бесконечные новые куплеты.

Вообще текст Чижика существует во многочисленных вариациях. Есть варианты, что чижик пил не водку, а воду, что он вообще ничего не пил, а что-нибудь в Фонтанке мыл. Народное творчество — дело живое)

Но сарафанный интернет плюс туристический бизнес гнут свою линию. И теперь уже бедный маленький чижик без информационной поддержки про пьяных правоведов в пыжиковых шапках набекрень смотрится как-то неполноценно…

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here