Это вторая по популярности из всех опер Верди (после “Травиаты”). Но написана она была немного раньше. С неё начался настоящий, классический Верди.

Сюжет “Риголетто” – это переделанная почти до неузнаваемости драма Гюго (“Король забавляется”), которую запрещали ставить на сценах из-за крайне непристойного содержания и намёков на распутство власти.

Эта опера – самая мелодраматичная мелодрама из всех мелодрам. Если собрать воедино все мексиканские, индийские, американские и российские мыльные сериалы, то и тогда сюжет “Риголетто” их легко перевесит.

Когда оркестр начинает играть маленькое зловещее вступление к опере, всем становится ясно, что дело нешуточное. Всё кончится плохо, и кто-то сильно, очень сильно пострадает. В этом нет никаких сомнений. Верди всегда выражается максимально ясно.

Но это будет позже, а пока – пышный бал во дворце Герцога, на котором он пасёт потенциальных жертв своей крайней распутной натуры.

Герцог Мантуанский

У него один интерес в жизни – женщины. Сегодня психологи быстро поставили бы ему диагноз – сексуальная зависимость. Но в те времена не было психологов, увы.

Правда, наш больной не особо и страдает. Он веселится и поёт первый хит этой оперы: свою Балладу (имеется в виду не тягучий эпос, а ballata – итальянская любовная песенка). Это про то, что все женщины – красотки, любовь – это стихия, а постоянство – болезнь дураков. Заметим, что Герцог вообще-то женат.

Пласидо Доминго 40 лет тому назад. Эх…

Дальше, как в настоящей мелодраме, совершенно внезапно происходит нечто ужасное!

В самый разгар охоты Герцога на хорошенькую графиню Чепрано в зале появляется мрачный, босой, измождённый старик с гордой осанкой. Присутствующие с ужасом узнают в нём опального графа Монтероне. Он прямо из тюрьмы, только что не в кандалах. Музыка смолкает и граф произносит речь примерно такого содержания: “Ах ты, блудливый бесчестный пёс! (это Герцогу). Моя дочь пришла к тебе просить за меня, а ты что с ней сделал?! Будь же ты проклят во веки веков!”

Герцог при всей своей наглости явно смущён и не знает, что сказать. Но тут делает шаг вперед его шут и хладнокровно возражает графу примерно таким текстом: “Ой-ёй, сколько шума! Успокойтесь, граф, дело сделано. Смиритесь с тем, что ваша прелестная дочурка – просто шлюха”. Это и есть Риголетто.

Риголетто

Он личный шут Герцога Мантуанского, маленький уродец с большим горбом, злой, как бультерьер, но очень умный. Своими убийственными остротами он веселит Герцога и страшно злит всех придворных. У него нет ни совести, ни жалости – вообще ничего человеческого. Неудивительно, что все (кроме Герцога) его ненавидят.

Итак, он тоже получает проклятье (ему за особый цинизм – тройной силы) от графа Монетроне. Буквально через час оно начинает сбываться. Но тут мы узнаём про Риголетто что-то новенькое. У этого уродца есть , оказывается, прелестная дочь.

Джильда

Вспомните, как к вам в спальню на огонёк залетела однажды маленькая ночная бабочка, и как она билась во всё, обо что можно удариться, и погибла к утру. Вот и Джильда такая же.

Идеальнее Джильды нет существа в природе. Риголетто с самого детства прятал её от опасностей этого мира под семью замками. Она не знает своей матери (та давно умерла), и она только недавно увидела отца, но он так шифруется, что даже имени своего ей не говорит. “Падре” и всё.

Она знает в своей жизни два маршрута: из дома в церковь и обратно. И у есть неё один человек, с которым она может поговорить – её служанка.

И ещё один милый юноша добрым взглядом смотрел на неё во время службы… Ну, вы уже поняли, что это за юноша. Но Джильда вообще не знает, что в мире есть зло, и поёт свою наивную детскую песню первой любви вот в этой знаменитой арии. Хит №2 этой оперы.

Екатерина Сюрина

Риголетто навещает Джильду только ночью. И когда они встречаются, он открывается для нас с другой стороны. Он, оказывается, нежнейший и трепетный отец, а злой он такой потому, что ничего, кроме насмешек над своим уродством в жизни не видел.

Похищение

Дальше его всё жальче и жальче.

Придворные в эту же ночь похищают его дочь в подарок Герцогу (из мести), да ещё устраивают все так, что сам Риголетто держит им лестницу, чтобы они перелезли через ограду! Подробности и логические связи этого мелодраматического выверта слишком длинны и абсолютно недостоверны. Поэтому не будем углубляться.

Все предыдущие страдания Риголетто – это были не страдания, а только цветочки. Судьба даёт ему возможность испытать те самые отцовские муки Монтероне, которые он сам только вчера так жестоко высмеял.

Вот он приходит утром во дворец и, стараясь не выдавать своих чувств, пытается понять, где прячут Джильду. Придворные откровенно потешаются над ним. А он то злобно огрызается, то униженно валяется у них в ногах. Душераздирающая сцена!

Шведский баритон Ингвар Виксель.

Но дальше оказывается, как в известном анекдоте, что и это ещё не страдания!

В этот момент на сцену выходит киллер.

Спарафучилле

Риголетто “заказывает” своего обидчика Герцога. И наёмный убийца с криминальной кличкой Спарафучилле разрабатывает надёжный план. Он заманивает Герцога с помощью своей хорошенькой сестры в глухое место на окраине: какой-то дырявый насквозь дом. Здесь он будет убит.

Естественно – чёрная-пречёрная ночь. Само собой – начинается ужасная гроза с бурей (тут Верди придумал, чтобы женский хор завывал под музыку).

Но Герцогу всё нипочём! Была бы красотка рядом и бокал вина. От полноты чувств он то и дело затягивает весёлый мотивчик. Да, именно в этом мрачном месте звучит его коронная песенка про “сердце красавицы”, которое склонно, как известно, к измене. Здесь он предлагает лучший рецепт от этой беды – изменить первому поскорее, пока она не успела.

Нет, тут без Паваротти мы никак не обойдёмся! Хит №3.

Риголетто уже всё приготовил к побегу, он только хочет получить труп врага и заодно открыть Джильде глаза на личность Герцога, потому что эта чистая душа верит, что он её любит больше жизни, ведь он же сам ей лично это говорил!

Риголетто подводит её к одной из щелей в стене и демонстрирует ей сцену в спальне, где Герцог с Маддаленой предаются безудержному флирту. Назовём это так.

То, что происходит дальше, мог придумать только Гюго, который уже чуть раньше смешал в одном сюжете козу, цыганку, слабоумного инвалида и собор Парижской Богоматери.

Реакция Джильды на открывшуюся правду удивительна. Она не бросается в дом, чтобы выцарапать обманщику глаза и выдрать крашены Маддаленины кудри. И не убегает с рыданиями прямиком в монастырь. И даже не топится с горя в ближайшей бурной речке.

Нет! Она идёт и подставляется под нож киллера, чтобы спасти этого… этого… бесстыжего негодяя Герцога Мантуанского!

Ну, и финиш этой кровавой мелодрамы затмит всех хичкоков, стивенов кингов и Льва Толстого с его паровозом, вместе взятых.

Финиш

Спарафучилле передаёт заказчику труп в мешке. Он знает, что там не Герцог, а какая-то случайно подвернувшаяся девушка, и поэтому хочет по-тихому самолично бросить мешок в речку. Но Риголетто упирается. Ну уж нет, позвольте! Он слишком долго ждал этого момента! И он радостно тащит мешок к реке, бормоча что-то вроде “доигрался, голубчик!”

И тут он слышит звонкий тенорок весёлого Герцога, который, вполне живой и очень довольный, идёт домой во дворец. Вот уж где его песенка “Сердце красавицы” звучит максимально эффектно!

Ну, а дальше… Раскаты грома! Разрезанный мешок, труп Джильды, освещённый светом молнии! “Oh Dio!!! O mia Gilda!!!” – ” Ah, padre mio…” Джильда ещё поёт некоторое время из мешка (это опера…), но уже недолго. И вот такая заключительная ремарка в либретто:

(Рвёт на себе волосы и падает на труп дочери)

Так что, сходите на “Риголетто”, не пожалеете!

Ещё из этой серии:

О чём “Травиата” Верди?

О чём “Кармен” Бизе?

О чём “Пиковая дама” Чайковского?

О чём “Норма” Беллини?

О чём “Аида” Верди?

Поделиться:

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

69 + = 70