Эту оперу Верди написал специально для России, по заказу дирекции русских императорских театров.
Возможно, Верди где-то слышал, что все русские — фаталисты, и поэтому выбрал для этой оперы сюжет с моралью прямо по русской поговорке — «От судьбы не уйдешь». Его автор — испанский романтик Анхель Сааведра — обладал настолько буйной фантазией, что русская публика, услышав «Силу судьбы», осталась в некотором недоумении, и опера не имела того успеха, на который рассчитывал Верди.
Позже он изменил детали сюжета в сторону большего реализма, но на сцене Мариинского театра она до сих пор ставится в этой — первой редакции.
Место действия — Испания (потом Италия), середина 18 века.
Дон Альваро (тенор)
Дон Альваро — главный герой этой кровавой драмы. Никто в Севилье не знает, кто он, откуда прибыл и каково происхождение его немалого состояния. Местные идальго относятся к нему как к чужаку и выскочке без роду и племени.
Поэтому, когда дон Альваро сватается к прекрасной дочери обедневшего испанского аристократа Леоноре, её отец воспринимает это как оскорбление и выгоняет жениха с руганью.
И как это всегда бывает в романтических драмах — это именно тот жених, который его дочери просто ну до смерти нужен! Леонора любит дона Альваро всем сердцем, и соглашается бежать с любимым на край света даже без отцовского благословения.
Дона Альваро есть за что любить. Он благороднейший человек, патриот Испании и ещё красив, как Бандерас и Гойко Митич вместе взятые. Это намёк но то, что его отец — знатный испанец, уехавший в Южную Америку (и по совместительству король Перу), а мать — вы не поверите! — принцесса из племени инков. Но всё это, естественно, дон Альваро держит в глубокой тайне.
Леонора (сопрано)
Она тоже всем хороша, практически идеальна. Но нерешительна. Это и губит всё дело.
Когда дон Альваро пробирается с риском для жизни в её покои, чтобы в соответствии с предварительной договорённостью увезти на край света, она вдруг начинает колебаться. «А может, лучше завтра? Как-то всё же некрасиво получается… Ах, как будет страдать мой несчастный отец!»
Но есть подозрение, что в глубине души она просто трусит. Потому что это надо ещё знать её отца, старого крепкого испанского вояку с твёрдыми принципами!
Маркиз ди Калатрава (бас)
Так зовут отца Леоноры, и даже имя его не сулит ничего хорошего.
Пока Альваро с пристрастием выяснял у Леоноры, кого же она всё-таки больше любит — его или своего отца, пока они ссорились, а потом горячо мирились, забыв о конспирации и времени, маркиз заподозрил что-то неладное и внезапно явился на шум с вооружёнными слугами. «Руки вверх! Оружие на пол!»
Благородный дон Альваро, конечно, и так не поднял бы руки на отца любимой женщины. Он покорно отбрасывает свой пистолет в сторону. И надо же так случиться, что этот проклятый пистолет самопроизвольно выстреливает прямо в маркиза Калатраву! Такова, видно, воля провидения.
Тот умирает на месте, успев только произнести проклятия в адрес неблагодарной и бесчестной дочери. Которая вместе со своим невезучим возлюбленным спешно бежит от расправы, спрыгнув с балкона в совершенном шоке от содеянного.
Дон Карлос (баритон)
Дальше оказывается, что у маркиза есть сын, а у Леоноры, соответственно, брат. Зовут его дон Карлос, и он одержим жаждой праведной мести. Уничтожить дона Альваро — это его первая задача, а вторая собственноручно казнить распутную сестру.
Но как найти преступную парочку? Тем более, что дон Карлос вообще не знает дона Альваро в лицо. Ему остаётся уповать на судьбу.
Пути судьбы неисповедимы
Каким-то образом во время бегства Леонора и дон Альваро теряют друг друга буквально как дети на ярмарке. При этом по какой-то непонятной причине они считают друг друга погибшими. Объяснения этому сюжетному ходу нет, и мы должны верить на слово либреттисту, что ну вот так как-то оно получилось — в жизни всё бывает.
Леонора, переодетая в мужское платье, скитается по Испании. Наконец, уже в полном отчаянии она добирается до ближайшего мужского монастыря, открывает свою тайну настоятелю и поселяется в пещере неподалёку, намереваясь провести остаток жизни в полном одиночестве, веригах, посте и молитвах. На прощание Леонора поёт прекрасную молитву вместе с хором монахов.
Дальше всё внимание переключается на дона Альваро и дона Карлоса.
Бедный дон Альваро
Он сменил имя и отправился на войну. Жизнь без Леоноры потеряла для него всякий смысл. В итоге он оказывается где-то в Италии в составе испанской армии и в один прекрасный день, гуляя возле военного лагеря, слышит звуки драки. Он не был бы благородным доном Альваро, если бы не вмешался и не спас от верной смерти какого-то юношу.
Спасённый клянётся дону Альваро (который, конечно, называет себя другим именем) в вечной признательности и дружбе до гроба.
Зовут его дон Феликс Борнос. Якобы. На самом деле, вы понимаете, кто это. Конечно, тот самый дон Карлос — брат донны Леоноры. Вот такой поворот судьбы.
Поскольку дон Карлос не знает своего врага в лицо, а дон Альваро вообще вряд ли в курсе, что у Леоноры есть брат, они становятся верными друзьями и отважно сражаются рука об руку.
До тех пор, пока дон Альваро не попадает с тяжёлым ранением в госпиталь. Перед операцией он поручает другу уничтожить в случае его смерти заветную шкатулку с бумагами.
Вот тут-то всё и выясняется, потому что в той шкатулке любопытный дон Карлос находит медальон с портретом своей сестры.
Первая дуэль и монастырь
Как только дон Альваро становится на ноги, мстительный дон Карлос вызывает его на дуэль. И как не уговаривает его дон Альваро оставить эту затею, всё напрасно. Защищаясь, он пронзает брата любимой Леоноры шпагой и в полном отчаянии бежит прочь, сам не зная, куда. Только одно греет его душу: он узнал от дона Карлоса, что Леонора жива.
Он возвращается в Испанию, но почему-то не ищет любимую, а наоборот — постригается в монахи и становится братом Рафаэлем.
Угадайте, какой из десятков испанских монастырей он совершенно случайно выбирает для этой цели? Да, именно тот, куда несколько раньше пришла и Леонора, и по соседству с которым она влачит свои скорбные дни в пещере.
Четыре года провели они совсем рядом, не подозревая об этом, в молитвах и воспоминаниях друг о друге. Такие вот причуды судьбы!
Вторая дуэль и кровавая развязка
Но на пятый год на пороге монастыря появляется восставший из мёртвых дон Карлос (как оказалось, он был только ранен). Падре Рафаэль, он же дон Альваро, искренне рад, что грех смертоубийства снят с его души! Но этот настырный дон Карлос гнёт свою линию и снова хочет дуэли. О небо!
Как ни старался падре Рафаэль смягчить его ожесточённое сердце (он даже на коленях перед ним стоял!), ничего у него не вышло (вот в этом дуэте). И они ищут уединённый уголок для дуэли, где им никто не сможет помешать.
И как-то так получилось, что во всех обширных окрестностях этого монастыря они не нашли другого места, как поляну перед той самой пещерой, где уже несколько лет замаливает свои грехи отшельница Леонора.
Как раз перед их появлением она обращает к Богу свою страстную молитву (знаменитая ария «Мира дай мне, о боже!»).
Но какой там мир и покой! Концовка этой драмы просто душераздирающая!
Дон Альваро в честном поединке вонзает шпагу в грудь дона Карлоса. Дон Карлос перед смертью закалывает кинжалом оплакивающую его Леонору. Леонора перед смертью прощает их всех.
И что же остаётся несчастному дону Альваро? Он бросается в глубокую пропасть с высокой скалы, кляня свою судьбу!
Во второй редакции оперы он этого не делает и просто смиряется перед силой проклятой судьбы.
Ещё на эту тему: О чём «Трубадур» Верди?