“Травиата” – самая популярная опера в мире. Потому, что во-первых, она про любовь, во-вторых, вся её музыка – это один непрерывный вальс, и в-третьих, главная героиня в ней – куртизанка. В последнем обстоятельстве заключается вся интрига.

Верди, конечно, немного шокировал общественность таким сюжетом (премьера оперы сопровождалась скандалом), но шок продолжался недолго: “Травиата” быстро побила все рекорды популярности.

Мари Дюплесси

“Травиата” (что переводится как “падшая”) была написана, что называется, с натуры. Реальная парижская куртизанка Мари Дюплесси, про которую эта история, умерла за шесть лет до премьеры оперы. Её ещё очень хорошо помнили в Париже, она была известной личностью. Вот такая милая девушка:

Если в этой самой древнейшей профессии можно вообще говорить о карьере, то Мари Дюплесси достигла её пика за совершенно нереальные сроки. В 16 она приехала в Париж из провинции бедной, не умеющей читать и писать сироткой, в 17 уже имела дом с прислугой и собственный выезд. В 18 она была уже звездой парижского полусвета, и, что называется, иконой парижского стиля. В 22 вышла замуж и стала графиней, а в 23 умерла от чахотки, оплакиваемая всеми своими любовниками, включая Ференца Листа и Александра Дюма-сына. Который, кстати, сделал ей посмертный пиар своим автобиографическим романом “Дама с камелиями”, а заодно и сам прославился.

Но если бы не опера Верди, написанная по мотивам этого романа, её имя было бы, конечно, уже давно забыто.

Виолетта Валери

Итак, “Травиата” начинается очень эффектной сценой пирушки в доме куртизанки Виолетты Валери. Шампанское льется рекой, столы ломятся, музыка, смех, флирт. У Виолетты всегда так, потому что она хочет сжечь последние месяцы своей жизни ярким фейерверком. Умирать, так с музыкой! Она знает, что жить ей осталось недолго: приступы кровавого кашля не оставляют ей надежд на будущее.

Поэтому она с готовностью подхватывает тост Альфреда , который предлагает выпить за наслаждение. Это и есть знаменитая Застольная песня с припевом “эх, выпьем!” ( “Ah, libiamo!”).

Съемка из Метрополитен любительская, зато здесь великолепная пара – Анджела Георгиу и Йонас Кауфман.

Альфред Жермон

Кстати, об Альфреде. Он один из небогатых обожателей Виолетты, которые вследствие отсутствия денег обречены томиться ревностью (прототип Альфреда – сам Александр Дюма). Кроме того, ему просто жаль смотреть на то, как Виолетта сжигает себя. Он убеждает её, что есть иная, чистая любовь, и именно в ней её спасение.

Конечно, поначалу Виолетта не верит и по своей куртизанской привычке кокетничает (“ах, оставьте, прошу вас!”, “да какая там любовь, бросьте!” и т.п.), но после непродолжительной внутренней борьбы решает попробовать.

Она собирает в шкатулку все свои честно заработанные бриллианты и едет с Альфредом в глушь, то есть, как это раньше называлось – “бежит от света”. Тут она узнает, что такое свежий воздух и чистая любовь, и становится совершенно счастливой (то, что живут они на деньги от этих её проданных бриллиантов – уже мелочи).

Жорж Жермон

Но во втором действии идиллическую картинку здорового сельского быта вдребезги рушит отец Альфреда по имени Жорж Жермон. Он настоятельно просит её исчезнуть из жизни Альфреда. Основания у него вполне серьезные: хроническая связь его сына с ТАКОЙ женщиной отбрасывает компрометирующую тень на репутацию сестры Альфреда, и женихи обходят их дом стороной. Невинная девушка плачет и рискует остаться старой девой.

Виолетта, конечно, убита. Любая другая на её месте сказала бы, что-нибудь в духе “извините, месье Жермон, но это ваши проблемы!” и попросила бы служанку проводить гостя на выход. Но Виолетта внезапно обнаруживает невероятные глубины человечности и соглашается на эту жертву, чем потрясает до глубины души не ожидавшего такого поворота отца Альфреда. В конце они с Виолеттой даже обнимаются и рыдают вместе (публика тоже плачет в этой сцене).

Вот кусочек этого дуэта с Анной Нетребко и Томасом Хэмпсоном.

Дальше всё стремительно катится под уклон.

Барон Дюфоль

Виолетта сбегает от Альфреда (как обещала его отцу) с особым цинизмом – прямо в объятья богатого барона Дюфоля. Всё выглядит так, что ей надоело содержать бедного сожителя. Уязвлённый Альфред при первой же встрече публично бросает ей в лицо пачку купюр за услуги, аннулируя таким образом все настоящее, что было между ними.

Это последний удар для Виолетты. Невыносимое унижение вызывает рецидив болезни, и она угасает в одиночестве, брошенная всеми.

Финал

Поскольку все мелодрамы строятся на эмоциональных качелях, то Верди по законам жанра организует здесь настоящее испытание для нервной системы зрителей.

Только Виолетта собралась тихо умереть, как внезапно прилетает Альфред на крыльях любви и раскаяния (его отец только теперь открыл ему причину бегства Виолетты), и они, отлично понимая, что всё уже поздно, начинают мечтать о новой жизни. Надрыв тут невероятный!

Рене Флеминг и Джозеф Каллея

Но… Чудес не бывает. Всё кончено.

P.S.

Помните, как в “Красотке” Джулия Робертс и Ричард Гир ходили в оперу, и Джулия в конце спектакля даже слегка всплакнула?

Так вот: в тот вечер шла как раз “Травиата”.

В этой серии ещё – “О чём “Кармен” Бизе?”

“О чём “Риголетто” Верди?

“О чём “Пиковая дама” Чайковского?

Поделиться:

11 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересно, у Дзеффирелли в фильме присутствует портрет Виолетты. По-моему, он очень похож на тот, который вот тут показан. И Тереза Стратас очень похожа на Мари Дюплесси.

    • Там портрет Стратас, мне кажется. И да, действительно, она похожа немного на Мари Дюплесси.

  2. Да, конечно, там портрет Стратас. Но я имел ввиду композицию, свет, тень, некоторое sfumato…
    Обожаю Верди. И вообще итальянцев Бельканто – Доницетти, Беллини…
    Прямо даже итальянский стал учить из-за них…
    Пойду, послушаю Анну Моффо. Секстет из Лючии… Аж мурашки по спине.

    • И как продвигается язык?) Я тоже начинала когда-то, но не хватило терпения. А учить его вообще-то – одно удовольствие.

  3. Получил сертификат ЕШКО начального уровня. Да, очень красивый язык. Выучил песенку герцога из Риголетто – теперь пою в дУше. 🙂
    Накачал книг, в частности: A.De Giuli e C.M. Naddeo “Mafia, amore e polizia” с аудио приложением (профессиональная озвучка)- эти авторы пишут простым языком, специально, наверное для изучающих язык. Вот перевожу и слушаю по 10 раз. Теперь надо побороть лень и читать вслух, тоже по 10 раз. Вообще то надо обязательно стихи учить наизусть. Я так английский изучал. Сейчас хочу выучить наизусть пару стихотворений самого Лоренцо Медичи (Великолепный). Он был не только знаменитый Венецианский глава и меценат, но и не плохой поэт.

  4. Про Мари и Дюма – никто бы их не забыл никогда и ни за что – вскоре после выхода романа, имевшего огоушительный успех Дюма-сына просто заставили написать пьесу для постановки в театрах и понеслось. Веди увидел эту пьесу и загорелся написать оперу. А спектакль душераздирающий, я ссора его на сцене Театра Советской Армии в Москве, лет сто назад – рыдал весь зал. Оперу Веди обожаю, даже петь пытаюсь и подбирать мелодии на фортепьяно.

    • Возможно, вы правы. Но я думаю всё же, что огромная популярность оперы была локомотивом успешности пьесы уже в современную эпоху. Многое из того, что было страшно популярно 100-150 лет назад, давно уже перекочевало из сценической практики в энциклопедии.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here