Сначала маленькое замечание:
национальная принадлежность тех, кого мы определяем как австрийские или немецкие композиторы, в 18 веке довольно условна в силу исторических причин. Карта Европы за двести с лишним лет поменялась кардинально. Поэтому будем опираться на сложившиеся в истории музыки традиции.
1. Йозеф Гайдн (1732-1809)
Гайдн — один из столпов классицизма в музыке.
Его жизнь — идеальная иллюстрация поговорки «терпение и труд всё перетрут». Сын сельского ремесленника и кухарки, с семи лет оторванный от дома, он честно и последовательно прошёл весь путь от вечно голодного и нищего хориста до самого влиятельного во всей Европе композитора, основателя классических стандартов симфонии (он написал их больше ста), сонаты и квартета.
Считал, что музыка дана человеку для утешения, по-отечески любил Моцарта и бескорыстно помогал юному Бетховену. Сейчас он совершенно незаслуженно занимает место в тени их популярности и славы.
Послушать: 👉Серенада из квартета ор.3 №5 и Прощальная симфония, 1 часть.
2. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Если бы существовали музыкальные святцы, то Моцарта записали бы туда первым. Ну, может быть, только после Иоганна Себастьяна Баха, да и то вряд ли. Потому что кроме безусловного мастерства и огромного таланта, его музыка привлекает людей каким-то необъяснимым сиянием обаяния, свободы и красоты. И ещё — очень глубокой мысли.
Конечно, его ранняя слава вундеркинда (успешно организованная его отцом) и внезапная загадочная смерть в возрасте 35-лет привлекли дополнительное внимание к его музыке, но сути это не меняет. Правильно сказал Пушкин устами Сальери: «Ты, Моцарт, бог. И сам того не знаешь».
Послушать самое популярное: 👉здесь
3. Франц Шуберт (1797-1828)
Этот маленький близорукий человек написал за свою короткую жизнь (он умер от тифа в 31 год) каким-то образом успел написать столько музыки, что её хватило бы, как минимум, на троих. Публика знает только самую вершину этого айсберга.
Шуберта ещё при жизни прославили его очень мелодичные песни. Он как никто умел выразить самую суть стихотворения в музыке. Его лучшая музыка запечатлела самую раннюю, наивную стадию романтизма.
Послушать самое популярное — 👉здесь.
4-5. Иоганн & Иоганн Штраусы
Австрийскую классику без венского вальса представить сложно. И хотя по большому счёту это сфера развлекательной музыки, её профессиональный статус довольно высок.
Иоганн Штраус-старший, его три сына и внук — это такой семейный картель, захвативший монополию на всю лёгкую музыку в Австрии. Хотя на самом деле в истории венского вальса есть и другие славные имена.
Главная фигура в семействе Штраусов — Иоганн Штраус-сын. Глядя на бесконечный список его сочинений, испытываешь сомнения: правда ли он был живым человеком, а не нефтяной музыкальной скважиной, непрерывно фонтанирующей вальсами, галопами, польками, маршами и опереттами?
Послушать самое популярное — 👉здесь.
6. Густав Малер (1860-1911)
При жизни Малер имел славу гениального дирижёра. Его композиторский талант оценивался далеко не так же высоко. Но после его смерти ситуация изменилась. Теперь дирижёрское искусство Малера ушло в область преданий, а музыка, наоборот, вышла на первые строчки концертного репертуара.Трудно сказать, что именно сыграло главную роль в этом процессе. То ли настойчивость Леонарда Бернстайна, увлечённо продвигавшего Малера в массы, то ли просто музыка Малера нашла своё время. Во всяком случае сегодня его симфонии встали в один ряд с шедеврами Бетховена, Брамса и Чайковского.
Послушать лучшее сочинение Малера о любви- 👉здесь.
7. Антон Брукнер (1824-1896)
Тот, кто в восторге от вальсов Штрауса, скорее всего, не оценит фигуру Брукнера. Это композитор для неторопливых и глубокомысленных людей.
Брукнер был крайне серьёзным и очень религиозным человеком, церковным органистом, педантичным педагогом и перфекционистом в творчестве. Учиться композиции он начал очень поздно, но успел написать много хоровой и органной музыки, а также девять симфоний, которые потом постоянно редактировал, стремясь к совершенству.
Послушать — 👉здесь.
8.Арнольд Шёнберг (1874-1951)
Шёнберг — это революционная фигура в музыке.
Он считал, что традиционная музыкальные законы исчерпали себя, что их крах неминуем, и, как отважный астронавт, вышел в безвоздушное пространство музыки, в котором нет силы тяготения (атональность). Ни минора, ни мажора, ни прекрасных гармоний, ни выразительных мелодий.
Он создал в этом мире свои логические системы (додекафония) и показал пример другим композиторам и даже создал свою школу (он был известным теоретиком и педагогом). Но сознание широкой публики он так и не переломил.Музыка Шёнберга — классика австрийского экспрессионизма.
Послушать: 👉здесь.
9. Альбан Берг (1885-1935)
Берг — ученик, друг и последователь Шёнберга, очень яркий экспрессионист. В пространстве атональной музыки ему удалось создать очень человечное и эмоциональное искусство.
Две его оперы — «Воццек» и «Лулу» — конечно, не так популярны, как «Риголетто», но ставятся довольно часто. А прекрасный лирический Скрипичный концерт искренне любим очень многими.
Послушать — 👉здесь.
10. Антон Веберн (1883-1945)
Веберн тоже был единомышленником Шёнберга (всех троих принято объединять названием «нововенская школа»). Но нашёл в додекафонии свой путь. Он отточил её логику до совершенства и углубился в микромир музыки, где каждый звук имеет особый смысл и вес.
Веберн погиб от случайной пули в 1945 году, и стал иконой для послевоенного авангарда.Чтобы оценить абстрактную красоту его маленьких сочинений, нужно перенастроить своё восприятие.
Послушать — 👉здесь
11. Эрнст Кшенек (1900-1991)
Вторую половину своей жизни Кшенек (чех по национальности) прожил в США, получив американское гражданство. Но его авторский стиль сложился в Австрии. Поэтому его можно считать и австрийским, и американским композитором.
За свою долгую жизнь он испробовал самые разные манеры от романтизма и неоклассицизма до додекафонии и электронной музыки. Самую шумную известность (в том числе, и в СССР) ему принесла опера 1926 года «Джонни наигрывает» — увлекательный детектив о чернокожем джазовом музыканте.
Послушать: 👉здесь