✔️️ Три Шуберта
Путаница с Шубертами узкопрофессиональная, но зато двойная и с историей в двести лет.
Началось всё с банальной почтовой ошибки.
Однажды почтенному дрезденскому капельмейстеру и композитору Францу Антону Шуберту пришёл по почте пакет от нотного издательства Breitkopf & Härtel. В нём было письмо с сообщением на тему «Уважаемый г-н Шуберт, возвращаем Вашу рукопись…» и рукопись песни «Лесной царь».
Поскольку Франц Антон Шуберт не был автором этой песни, он отправил в редакцию ответное письмо. В нём было сказано, что он ТАКОГО никогда не писал, что он страшно возмущён, и что он оставит рукопись себе, для того, «чтобы разобраться, кто послал вам эту халтуру и найти этого типа, злоупотребившего моим именем!»
Вы поняли, конечно, кто был этим типом, написавшим «халтуру» под названием«Лесной царь».
Эта история произошла в 1817 году. У возмущённого дрезденского Франца Антона Шуберта был маленький сын, ему в это время было 9 лет. Звали его тоже Франц.
Франц Шуберт-младший вырос и тоже стал музыкантом. Чтобы его не путали с отцом (он тоже работал в Дрездене), Франц поменял имя и стал называться Франсуа. Но лучше бы ему было назваться именем на какую-нибудь другую букву! Потому что началась вторая серия недоразумений.
Франца Шуберта (того самого, великого, автора «Лесного царя», «Аве Марии» и «Неоконченной симфонии») уже лет тридцать как не было в живых, когда вышеупомянутый Франц-Франсуа написал цикл из двенадцати багателей для скрипки и фортепиано. Девятая называлась L’Abeille («Пчёлка»). Она быстро вошла в учебный репертуар.
До сих пор очень многие маленькие скрипачи разучивают эту подвижную пьеску (не «Полёт шмеля», но всё же). Издатели не всегда указывают в нотах автора как Франсуа Шуберт, чаще всего пишут Франц Шуберт или же лаконично: Ф.Шуберт.
У детей, естественно, не возникает никаких сомнений, что это тот самый великий Ф.Шуберт, которого они проходят по музыкальной литературе. Даже некоторые педагоги думают так же.
Не повезло автору. Между прочим, номер опуса этой «Пчёлки» — 13.
Вот эта заблудившаяся в Шубертах «Пчёлка»:
✔️️Два Штрауса, оба Иоганны
Вообще, Штраусов в музыке довольно много, перепутать их немудрено. Одних только Иоганнов трое. Но чаще путают двух из них, самых популярных — Штрауса I и Штрауса II, отца и сына.
Когда Иоганн Штраус нарёк первенца своим именем, он вовсе не предполагал, что тот станет музыкантом. Более того, он сделал все, чтобы этого не случилось. Даже скрипку у ребёнка отнимал с бранью. Но младший Иоганн пошел наперекор отцу и полностью скопировал его карьеру: тоже стал скрипачом и дирижёром, и точно так же, как и отец — автором вальсов, маршей, полек и галопов.
В итоге довольно много людей их путают, и считают, что «король вальсов», это, конечно же, отец.
На самом деле Штраус старший увековечил себя не вальсами (их затмили вальсы его сына), а знаменитым «Маршем Радецкого».
А «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае» и прочие вальсовые хиты написал Штраус-сын.
Их изображения тоже безбожно путаются. Даже на вполне авторитетных музыкальных сайтах можно увидеть вот этот портрет с подписью «Иоганн Штраус-отец». Но это не отец, а Штраус-сын в начале карьеры, до того, как он отпустил свои феерические бакенбарды (эта литография сделана спустя несколько лет после смерти Штрауса-старшего).
Здесь он же спустя 24 года:
А вот его отец в молодости:
✔️️Два Рубинштейна, оба на «А»
Двух великих пианистов Антона (19 век, Россия) и Артура (20 век, США) Рубинштейнов (оба на «А») тоже иногда путают.
На культурных просторах нашей необъятной отечественной сети Интернет можно даже встретить статьи, где рассказ о пианистических подвигах Антона Григорьевича Рубинштейна иллюстрируется видеороликами с записью концертов польского американца Артура Рубинштейна.
Можно, конечно, перепутать пианистов, но не сообразить, что в 19 веке ещё не было телевидения — это уже перебор.
✔️️Два Березовских, оба Бориса
Эта путаница и вовсе из разряда анекдотов.
Даже если бы известный пианист Борис Вадимович Березовский
выиграл все конкурсы в мире (а он выиграл только один — имени Чайковского в 1990 году), он не затмил бы славы своего тёзки и однофамильца, ну, вы знаете — лауреата Премии Ленинского комсомола и академика РАН Бориса Абрамовича Березовского.
Борис Березовский (пианист) не раз рассказывал в интервью про случай на гастролях, когда, приехав в один провинциальный город, он увидел афишу своего концерта с фото Бориса Абрамовича. Возможно, такую:
Видимо, в N-ской филармонии решили, что олигарх настолько всемогущ, что и на рояле сыграет легко, если захочет. Курьёзная афиша — ценный экспонат личного архива пианиста.
О пяти самых известных Штраусах — 👉 здесь.