иоганн штраус
Штраус-сын и Штраус-отец

✔️️ Три Шуберта

Путаница с Шубертами узкопрофессиональная, но зато двойная и с историей в двести лет.

Началось всё с банальной почтовой ошибки.

Однажды почтенному дрезденскому капельмейстеру и композитору Францу Антону Шуберту пришёл по почте пакет от нотного издательства Breitkopf & Härtel. В нём было письмо с сообщением на тему “Уважаемый г-н Шуберт, возвращаем Вашу рукопись…” и рукопись песни “Лесной царь”.

Поскольку Франц Антон Шуберт не был автором этой песни, он отправил в редакцию ответное письмо. В нём было сказано, что он ТАКОГО никогда не писал, что он страшно возмущён, и что он оставит рукопись себе, для того, “чтобы разобраться, кто послал вам эту халтуру и найти этого типа, злоупотребившего моим именем!”

Вы поняли, конечно, кто был этим типом, написавшим “халтуру” под названием“Лесной царь”.

Франц Петер Шуберт.
Франц Петер Шуберт.

Эта история произошла в 1817 году. У возмущённого дрезденского Франца Антона Шуберта был маленький сын, ему в это время было 9 лет. Звали его тоже Франц.

Франц Шуберт-младший вырос и тоже стал музыкантом. Чтобы его не путали с отцом (он тоже работал в Дрездене), Франц поменял имя и стал называться Франсуа. Но лучше бы ему было назваться именем на какую-нибудь другую букву! Потому что началась вторая серия недоразумений.

Франца Шуберта (того самого, великого, автора “Лесного царя”, “Аве Марии” и “Неоконченной симфонии”) уже лет тридцать как не было в живых, когда вышеупомянутый Франц-Франсуа написал цикл из двенадцати багателей для скрипки и фортепиано. Девятая называлась L’Abeille (“Пчёлка”). Она быстро вошла в учебный репертуар.

До сих пор очень многие маленькие скрипачи разучивают эту подвижную пьеску (не “Полёт шмеля”, но всё же). Издатели не всегда указывают в нотах автора как Франсуа Шуберт, чаще всего пишут Франц Шуберт или же лаконично: Ф.Шуберт.

У детей, естественно, не возникает никаких сомнений, что это тот самый великий Ф.Шуберт, которого они проходят по музыкальной литературе. Даже некоторые педагоги думают так же.

Не повезло автору. Между прочим, номер опуса этой “Пчёлки” – 13.

Вот эта заблудившаяся в Шубертах “Пчёлка”:

✔️️Два Штрауса, оба Иоганны

Вообще, Штраусов в музыке довольно много, перепутать их немудрено. Одних только Иоганнов трое. Но чаще путают двух из них, самых популярных – Штрауса I и Штрауса II, отца и сына.

Когда Иоганн Штраус нарёк первенца своим именем, он вовсе не предполагал, что тот станет музыкантом. Более того, он сделал все, чтобы этого не случилось. Даже скрипку у ребёнка отнимал с бранью. Но младший Иоганн пошел наперекор отцу и полностью скопировал его карьеру: тоже стал скрипачом и дирижёром, и точно так же, как и отец – автором вальсов, маршей, полек и галопов.

В итоге довольно много людей их путают, и считают, что “король вальсов”, это, конечно же, отец.

На самом деле Штраус старший увековечил себя не вальсами (их затмили вальсы его сына), а знаменитым “Маршем Радецкого”.

А “Сказки венского леса”, “На прекрасном голубом Дунае” и прочие вальсовые хиты написал Штраус-сын.

Их изображения тоже безбожно путаются. Даже на вполне авторитетных музыкальных сайтах можно увидеть вот этот портрет с подписью “Иоганн Штраус-отец”. Но это не отец, а Штраус-сын в начале карьеры, до того, как он отпустил свои феерические бакенбарды (эта литография сделана спустя несколько лет после смерти Штрауса-старшего).

Иоганн Штраус-сын. Литография Йозефа Крихубера, 1853

Здесь он же спустя 24 года:

А вот его отец в молодости:

Иоганн Штраус-отец
Иоганн Штраус-отец

✔️️Два Рубинштейна, оба на “А”

Двух великих пианистов Антона (19 век, Россия) и Артура (20 век, США) Рубинштейнов (оба на “А”) тоже иногда путают.

Антон Рубинштейн          и                         Артур Рубинштейн
Антон Рубинштейн и Артур Рубинштейн

На культурных просторах нашей необъятной отечественной сети Интернет можно даже встретить статьи, где рассказ о пианистических подвигах Антона Григорьевича Рубинштейна иллюстрируется видеороликами с записью концертов польского американца Артура Рубинштейна.

Можно, конечно, перепутать пианистов, но не сообразить, что в 19 веке ещё не было телевидения – это уже перебор.

✔️️Два Березовских, оба Бориса

Эта путаница и вовсе из разряда анекдотов.

Даже если бы известный пианист Борис Вадимович Березовский

выиграл все конкурсы в мире (а он выиграл только один – имени Чайковского в 1990 году), он не затмил бы славы своего тёзки и однофамильца, ну, вы знаете – лауреата Премии Ленинского комсомола и академика РАН Бориса Абрамовича Березовского.

Борис Березовский (пианист) не раз рассказывал в интервью про случай на гастролях, когда, приехав в один провинциальный город, он увидел афишу своего концерта с фото Бориса Абрамовича. Возможно, такую:

Видимо, в N-ской филармонии решили, что олигарх настолько всемогущ, что и на рояле сыграет легко, если захочет. Курьёзная афиша – ценный экспонат личного архива пианиста.

О пяти самых известных Штраусах – 👉 здесь.

Главное о Шуберте – 👉здесь

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here