Первые лица современной России относятся к музыке примерно так же, как и мы: они предпочитают её слушать, а не исполнять.
Но в более удалённые времена всё было по-иному. Многие российские правители пели и играли на музыкальных инструментах. О том, какие у них были голоса, можно узнать из воспоминаний современников.
Иван Грозный (1530 -1584)
Первый русский царь был очень набожным и музыкальным монархом. Он принимал участие в церковных службах в качестве певчего, знал нотную (крюковую) грамоту и сочинял стихиры (песнопения).
Подпись под одной из них гласит:
«Творение царя Иоанна, деспота российского».
Алексей Михайлович (1629-1676)
Второй царь из династии Романовых, отец Петра Первого, знал толк в музыкальных увеселениях, пел на клиросе, и иногда даже сочинял духовные песнопения, но не в русском, а в западном стиле.
Пётр I (1672-1725)
Пётр не имел выдающихся музыкальных способностей. Но по примеру своего отца он часто присоединялся к певчим в храме. Современники писали, что у него был ничем не выдающийся тенор.
Он выписывал из-за границы музыкантов, продвигал в России бальную музыку и концерты, создал полковые оркестры и сам недурно стучал на барабане.
Елизавета Петровна (1709-1761)
Дочь Петра I была большой любительницей вокала. Она содержала одну из лучших итальянских оперных трупп в Европе и поддерживала высочайший уровень Придворной певческой капеллы.
Елизавета и сама хорошо пела, у неё был красивый альт. Она принимала участие в хоровых концертах Придворной капеллы и пела по нотам свою партию. Известно также, что она сочиняла песни.
Александр III (1845-1894)
Александр III был самым музыкальным из всех русских царей. Судя по воспоминаниям, в молодости он принимал участие в домашнем вокальном квартете, где пел партию второго тенора.
Но вокал был не самым главным из его музыкальных увлечений. Александр III был хорошим исполнителем на духовых (корнет, геликон, валторна). Благодаря ему в России стали популярны духовые оркестры. Он поддерживал русскую оперу, балалаечный оркестр Андреева и русских композиторов. В конце 80-х он назначил пожизненную пенсию (стипендию) Петру Ильичу Чайковскому в размере 3000 рублей в год.
Владимир Ильич Ленин (1870-1924)
Ленин немного играл на рояле, хорошо ориентировался в классической музыке и писал статьи о роли песен в революционном движении пролетариата.
У него был звучный баритон, которым он пел не только песни, но также героические и любовные арии. Например, Куплеты Тореадора из «Кармен» и арию Валентина из «Фауста» Гуно.
Это не помешало ему до конца жизни активно бороться за закрытие Большого театра.
Иосиф Виссарионович Сталин (1878-1953)
Сталин выделялся вокальными способностями ещё в духовном училище. А в семинарии имел «отлично» по предмету «грузинское пение».
У него был высокий (лирический) тенор, и он очень любил оперу. Но арий, в отличие от Ленина, не исполнял. На партийных посиделках он пел с другими товарищами народные песни, в том числе, конечно же, «Сулико».
Михаил Сергеевич Горбачёв (1931)
Лидер отечественной перестройки любит послушать хорошую задушевную песню. Он и сам поёт тенором.
Лет десять назад он даже записал диск с романсами — «Песни для Раисы», посвятив его памяти жены. На гитаре ему любезно подыграл Андрей Макаревич.