В комментариях к статье о самых знаменитых вокализах XX века 👈(кстати, там добавился ещё один, четвёртый, замечательно красивый) речь зашла о том, что и за пределами классической музыки есть интересные вокализы. Спасибо всем комментаторам за тему!🖐🏻🌺
После того, как Рахманинов и Вилла-Лобос написали свои известные вокализы, эта идея быстро переформатировалась и разошлась по огромным просторам популярной музыки.
1. «Концерт для голоса» Кристиана Сен-Прё
Этот мелодичный Концерт был написан в 1969 году и моментально сделал его автора — 20-летнего французского композитора Кристиана Сен-Прё знаменитым.
«Концерт» в данном случае условное понятие, это просто небольшая композиция, первоначально написанная для солирующей трубы и струнного оркестра.
Случайным образом в этот замысел вмешалась французская певица Даниэль Ликари («голос» Катрин Денёв в «Шербурских зонтиках»). В результате Сен-Прё переписал главную тему для женского вокала соло.
Ликари стала первой исполнительницей этого Концерта и продолжила тему вокализов в своём репертуаре, а сам Концерт породил бесконечное множество подражаний.
2. The Great Gig in the Sky («Великое шоу в небесах») Ричарда Райта
Это не поп, это рок, и это Пинк Флойд, и тема этой композиции — смерть, поэтому и вокализ здесь совершенно особый. Он был исполнен британской певицей Клэр Торри для записи альбома «На тёмной стороне Луны».
С Клэр Торри расплатились как с обычной «вокалисткой на час» (£30). Почему-то только выйдя на пенсию (спустя 30 лет), она надумала подать в суд на Пинк Флойд с требованием признать её соавтором песни, поскольку вокализ был ею полностью сымпровизирован. В итоге она добилась выплаты половины авторских отчислений. И это справедливо, стоит послушать, как она вписалась.
3. «Я очень рад» Аркадия Островского
Название этого вокализа — всё, что осталось от первоначального текста, который по идеологическим причинам пришлось убрать. Но и без слов эта песенка не перестала быть чистым образцом приподнятого настроения.
В отличие от академических вокализов, которые поются исключительно на «а», в эстрадных используется целый словарь причудливых лексических единиц. Самая богатая коллекция — в этом советском хите, известном в исполнении Эдуарда Хиля.
Айяйя, огого, еее, нанана, лололо, лалала, иии, паппарарабура, траляля и охохохохо. Попробуйте запомнить!
Хорошо, что в жанре вокализа это не обязательно. Когда эту песенку пели Валерий Ободзинский и Муслим Магомаев, они использовали свой «текст».
Этот задорный вокализ уже в 21 веке завоевал интернет, и Эдуард Хиль прославился на Западе как «мистер Трололо». Курьёз в том, что как раз «трололо» он не произносит ни разу.
✔️️Вокализ из фильма «Предчувствие любви» Микаэла Таривердиева
Главные советские мелодисты Арно Бабаджанян, Раймонд Паулс и Микаэл Таривердиев тоже писали вокализы. Как правило, это мелодии в печально-романтическом ключе. В 70-80 годы они часто использовались в киномузыке.
Вот, к примеру, вокализ Микаэла Таривердиева из саундтрека к фильму «Предчувствие любви».
Ещё на эту тему: «Четыре самых знаменитых вокализа XX века»