Речь пойдёт о тех временах, когда автомобиль был ещё роскошью, а не средством передвижения. Средством передвижения была лошадь, а автомобилестроение делало свои первые шаги.
Далеко не всякий король, не то что музыкант, мог себе эту роскошь позволить. Что касается Джакомо Пуччини, то он купил свой первый автомобиль намного раньше, чем король Италии, поскольку был очень богатым человеком.
Говорят, что к концу жизни (он умер в 1924 году) состояние Пуччини оценивалось в 100 миллионов долларов.
Как потратить деньги?
За семь лет — с 1893 по 1900 год — Пуччини одну за другой написал три очень успешные оперы — «Манон Леско», «Богему» и «Тоску». Он стал невероятно популярен и был назначен критиками преемником великого Верди. Доходы от этого успеха позволили Пуччини на 100% воплотить в жизнь свои желания. А их у него было много.
Пуччини страстно любил не только музыку, но и: сигареты, охоту, лошадей, собак.
А также путешествия, красивую одежду, бытовой комфорт, скорость и новинки научно-технического прогресса. И, естественно, красивых женщин.
Правда, женщины и сигареты не довели его до добра: его брак был больше похож на каторгу, а умер он от рака гортани.
В 1900 году Пуччини построил себе виллу в любимом месте своего летнего отдыха — тосканской Торре-дель-Лаго, на берегу озера Массачукколи.
В этой вилле всё было электрифицировано — от системы отопления и автоматически открывающихся ворот, до сложной конструкции орошения сада (это в 1900 году!).
А через год после приобретения этого поместья Пуччини становится владельцем своего первого автомобиля. Это был французский De Dion Boutonв пять лошадиных сил.
Его Пуччини присмотрел в 1901 году на автомобильной выставке в Милане, и, не долго думая, приобрёл за 3800 лир.
Кстати, ещё до того, как он мог себе позволить автомобиль, Пуччини увлекался ездой на велосипеде. В то время они были очень тяжёлыми, и он не сразу смог освоить это искусство. Ему случалось даже падать вместе со своим велосипедом в придорожный пруд.
Но позже он принимал участие в спортивных соревнованиях и был почётным президентом местного общества велосипедистов. В его гараже стояла целая коллекция велосипедов разных марок, и он был в курсе всех технических подробностей их устройства.
Итак, о машинах. Тогда к автомобилю обязательно прилагался шофёр, поскольку не барское это дело — заливать бензин, смазывать механику и менять колёса. И штат прислуги композитора пополнился личным водителем.
Но управление Пуччини освоил на отлично, и часто пугал окрестных жителей и местных собак, рассекая по пыльным дорогам Тосканы на этом чуде техники.
С этого времени автомобили и быстрая езда стали его страстью.
Авария
В аварию он попал на своей второй по счёту машине: Clément-Bayard.
Зимой 1903 года он поехал в Лукку на медицинский осмотр и встречу с друзьями вместе со своей фактической женой Эльвирой (формально она была в браке с другим человеком) и их сыном Антонио. За рулём был шофёр.
На обратном пути по какой-то причине машина потеряла управление, сорвалась с откоса и несколько раз перевернулась. Вот в этом месте:
Эльвира и Антонио отделались испугом и ушибами. Шофёр получил перелом бедра, а Пуччини пострадал больше всех: его придавило автомобилем.
Это была первая серьёзная автомобильная авария в истории.
Сохранилось фото машины после аварии (Пуччини увлекался и фотосъёмкой тоже):
Через какое-то время подоспела помощь, и Пуччини был на пароме доставлен через озеро к пристани своей виллы. И этот момент тоже был запечатлён для истории:
Последствия
С тяжёлым переломом правой ноги Пуччини 20 месяцев провёл в инвалидной коляске и на костылях. Позже он почти всегда ходил с тростью.
Были и другие последствия.
За время вынужденного заточения в Торре-дель-Лаго Пуччини написал «Мадам Баттерфляй». На часть гонорара он купил себе новую моторную лодку и назвал её «Чио-Чио-сан» (это имя главной героини и второе название оперы).
Кроме того, эта история повлияла и на его личную жизнь.
Пока он был лишён возможности действовать, Эльвира предприняла акцию по устранению соперницы (Пуччини был влюблён в одну из своих юных поклонниц Коринну и собирался на ней жениться).
Это привело к публичному скандалу, и чтобы замять его, Пуччини пришлось повести её (Эльвиру) под венец после 18 лет совместной жизни. Официальный брак не принёс в итоге счастья ни ему, ни его жене.
Что касается автомобилей, то авария ничуть не умерила эту страсть Пуччини. Уже через год он купил себе новую машину, а потом было ещё 12 — самых разных марок: Sizaire-Naudin, Fiat 60, Isotta Fraschini, La Buire, Atala, Fiat 501 и других.
Не считая моторных лодок (их у него было четыре) и мотоциклов:
Пуччини даже заказал себе у Винченцо Лянча (глава итальянской автомобильной компании Lancia Automobiles S.p.A.) специальный автомобиль для поездок на охоту.
Для него сделали первый внедорожник с усиленным шасси, шипованными колесами, предназначенными для езды по пересечённой местности, мощным прожектором и корзиной для собаки.
Две его последние машины были той же фирмы. На одной из них он с сыном и друзьями за два года до смерти предпринял автопробег из тосканской Лукки до Роттердама в Нидерландах.
И вот на такой примерно Lancia Lambda в ноябре 1924 году он приехал на железнодорожный вокзал в Пизе. Оттуда он отправился поездом в Брюссель на операцию, которая оказалась для него фатальной.