конкурс публика

Среди читателей Культшпаргалки, как оказалось, есть немало людей, следивших за событиями прошедшего конкурса Чайковского. Предлагаю в комментариях к этим заметкам поделиться мнениями и впечатлениями.

Кто смотрел наш конкурс?

По информации Министерства культуры РФ конкурс имени Чайковского посмотрело рекордное количество зрителей – более 18 миллионов человек во всём мире. Из того же источника узнаём, что в топе самых заинтересованных стран “Россия, Япония, США, Тайвань, Германия”.

И тут закрадываются некоторые сомнения в достоверности этой официальной информации. Вот почему.

Каждый, кто смотрел онлайн трансляции и следил за чатом, мог заметить, что в обсуждении гораздо активнее участвовала англоязычная часть аудитории, чем русскоязычная в пропорции примерно 4:1.

А вот фрагмент из статистики запросов информации по конкурсу Чайковского в те дни, когда он проводился (спасибо за эту ссылку комментатору Nekann). Здесь видно, что самый большой интерес к российскому конкурсу проявили не жители РФ, а японцы. Россия только на третьем месте. И посмотрите, с каким отставанием от японцев:


Можно говорить о загадочности японской души, которой так близок наш Чайковский и всё, что с ним связано, о том, что в Японии поддерживается интерес к академической музыке, но почему нам-то неинтересно?

Как российское телевидение освещало конкурс?

Ответ на этот вопрос стремится к нулевому значению.

Никто, конечно, не ждал, что ведущие телеканалы подвинут на десять дней Малахова, Баскова или политические ток-шоу, чтобы дать хотя бы подробные обзоры конкурса. Но даже канал “Культура” ограничился только тем, что показал церемонию открытия и один их двух заключительных гала-концертов. Краткие ежедневные “Дневники конкурса” можно было увидеть только ближе к полуночи.

Учитывая, что большая часть аудитории, интересующихся классической музыкой, это люди за 40, 50, 60 и далее, и для многих из них экран телевизора привычнее, чем монитор компьютера, можно сказать, что их просто лишили крупнейшего отечественного культурного события, которое можно наблюдать только раз в четыре года.

Представим на минутку, что примерно в том же режиме освещался бы прошлогодний чемпионат мира по футболу, и матч Россия-Хорватия транслировался бы в виде краткого обзора фрагментов исключительно на Матч.тв)

Интернет трансляция

Два последних конкурса освещал французский сайт Medici.tv с разным успехом. На этот раз ляпов было как-то многовато для мероприятия такого масштаба.

Ведущие трансляции всё время забывали переводить на русский свои длинные англоязычные диалоги, как будто они ведут репортаж не из России, а из Лас-Вегаса.

Модератор чата во время онлайн трансляции называл Гайдна Гайденом, Листа – не Ференцем, а Фердинандом, а Фауста – композитором.

Ролики, представляющие участников конкурса, похоже, были сняты ими самостоятельно на телефон. (С грустью вспоминаются очень качественные и интересные видео презентации и интервью с каждым исполнителем, которые делала команда российского частного сайта paraclassics.com в 2011 году на XIV конкурсе).

Были серьёзные технические сбои и хронические накладки (ссылки не соответствовали заявленному содержанию). Всё это серьёзно портило общую праздничную картину конкурса и совсем не соответствовало репутации этого сайта как крупнейшей в мире веб платформы классической музыки.

Да и сейчас, если вы зайдёте на Medici посмотреть запись эфира, не удивляйтесь, если кликнув на концерт Моцарта в программе участника, вы получите концерт Чайковского и наоборот, а некоторые окна не откроются вовсе.

Конкурс Чайковского – это про пианистов

Все мировые конкурсы с большим числом исполнительских номинаций (на нашем их было семь) обычно не бывают равными по всем позициям. Так и на конкурсе Чайковского: традиционно самые престижные премии – фортепианные, скрипичные и виолончельные. Соответственно и уровень здесь самый высокий. Поэтому больше всего зрителей по статистике (в зале и на канале Medici.tv, который показывал трансляции) было у пианистов.

Многие из участников – законченные мастера. Они уже прошли свои медные трубы на солидных конкурсах и занимаются концертной деятельностью.

Дмитрий Шишкин (II премия). Фото: http://chelyabinsk-news.net
Дмитрий Шишкин (II премия). Фото: http://chelyabinsk-news.net

Так что слушать было захватывающе интересно с первого тура.

Наша великая исполнительская школа всё ещё жива

Когда слушаешь, как играют наши ребята, не веришь своим ушам.

Как удаётся поддерживать настолько высокую планку при существующем положении дел, когда музыкальному образованию уже, кажется, окончательно перекрыли кислород с помощью всех административных ресурсов и финансовых рычагов?

Анастасия Кобекина (III премия) Фото https://rg.ru Анатолий Медведь.
Анастасия Кобекина (III премия) Фото https://rg.ru Анатолий Медведь.

К счастью, у нас по старой традиции всё держится на совершенно бескорыстной преданности учителя своему талантливому ученику.

Уровень нашей школы был виден и по прекрасным концертмейстерам, сопровождавших выступления всех солистов.

Азиаты

Азия продолжает наступать широким фронтом. Китай, Южная Корея и Япония уже завоевали все технические высоты фортепианной музыки и осваивают её содержательные глубины.

Японский пианист Моа Фудзита (II премия). Фото https://rg.ru Евгений Евтюхов
Японский пианист Моа Фудзита (II премия). Фото https://rg.ru Евгений Евтюхов

В отличие от нас и западной Европы, где культура уже давно финансово живёт по остаточному принципу, в азиатских странах государство очень активно её поддерживает и поднимает социальный статус музыканта разными способами. Со всего мира, и особенно из России, привлекаются специалисты для обучения способных детей.

Поэтому азиатские пианисты и скрипачи на этом конкурсе временами просто поражали воображение своей игрой, даже те из них, кто не прошёл на второй тур.

Финал – не самое интересное

Самые яркие выступления и разнообразные программы можно было услышать на первом и втором турах.

Парадоксально, но финал уже не так интересен. Участники играют по два концерта с оркестром, и один из них – Чайковского. Поэтому зрителям приходится слушать подряд несколько исполнений одного и того же Скрипичного или Первого фортепианного и оценивать какие-то нано отличия в их трактовке. А это занятие скучное, странное и малорезультативное. Победителя в таком процессе выделить практически невозможно.

Неудивительно, что в финале фортепианного конкурса лучше выглядел француз Александр Канторов, который как раз Первый концерт не играл, а сыграл Второй, чем и выделился. Это была тактическая победа.

Победитель в номинации "фортепиано" француз Александр Канторов. Фото https://rg.ru Евгений Евтюхов
Победитель в номинации “фортепиано” француз Александр Канторов. Фото https://rg.ru Евгений Евтюхов

Победители

Почему-то на конкурсе Чайковского всегда получается так, что признанные любимцы публики почти никогда не получают первую премию. Её получают люди с самой крепкой психикой и точным тактическим расчётом, сумевшие стабильно пройти все три его горнила.

Поэтому у многих после конкурса осталось впечатление, что победили “не те”, и самые яркие остались за бортом.

Почему Канторов, а не Шишкин или Фудзита? Почему Догадин, а не Притчин? Почему Баракова, а не Мотолыгина? Такие вопросы есть почти по всем номинациям.

Российский скрипач Айлен Притчин (IV премия). Фото https://rg.ru Александр Шапунов
Российский скрипач Айлен Притчин (IV премия). Фото https://rg.ru Александр Шапунов

Впрочем, так бывало всегда.

Кто из пианистов остался в памяти публики с прошлого Конкурса? Нет, не победитель Дмитрий Маслеев, а обладатель всего лишь четвёртой премии удивительный Люка Дебарг. (Кстати, и нынешнего победителя, и Дебарга воспитал один и тот же педагог – русская пианистка Рене Шерешевская).

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here