Этот контраст неприятно удивляет всех, кто впервые приходит в концертный зал. Музыка — бесподобная, дирижёр — в экстазе, публика под впечатлением, а этим скрипкам с виолончелями хоть бы что! Ни один мускул на лице не дрогнет.
Почему на их лицах не написано никакого воодушевления этой гениальной музыкой?
Вот пять возможных причин этого феномена.
1. Они сосредоточенны. Им надо не пропустить своё вступление, выполнить все указания дирижёра, хорошо провести своё трудное соло. К примеру, если ударник всего лишь на долю секунды позже ударит в тарелки в момент кульминации, он испортит всю симфонию, и на него падёт гнев дирижёра и насмешки товарищей.
2. Они раз сто за свою карьеру раз сыграли это произведение, и впервые восхитились им лет 30 назад, когда проходили его по музыкальной литературе в музыкальной школе. А потом ещё раз восхитились им в музыкальном училище. А потом ещё раз в консерватории. Это, примерно, как рабочий сталелитейного завода, у которого на лице, как ни странно, не читается ужас от постоянного страшного грохота в цеху. Он привык.
3. Они могут быть не в восторге от этой музыки. Концертные программы сейчас очень часто сделаны с попсовым уклоном и построены на хитах, а музыканты относятся к хитам с лёгким презрением. Большая радость пилить заигранную до дыр музыку!
4. Они в запарке, потому что, возможно, только что прибежали на концерт с репетиции другого оркестра. Оркестрантам обычно платят мало, и, чтобы прокормить семью, они работают сразу в двух-трёх оркестрах и скачут в быстром темпе из одного в другой.
5. Музыканты оркестра не относятся к тем категориям артистов, для которых приятное выражение лица входит в проф. пакет. Да, балерина должна улыбаться даже на двадцать пятом обороте своего фуэте. Фигуристка должна держать улыбку, хоть она к концу программы уже плохо понимает от усталости, куда катит. А музыкант в оркестре — нет, не должен.
Если речь идёт о наших оркестрах, то может быть и такое объяснение:
6. Для русских вообще характерна эмоциональная сдержанность. Контраст между музыкантами западных оркестров и нашими примерно такой же, как между людьми на улице там и тут. Там принято быть приветливым и улыбаться по поводу и без. А у нас по пустякам эмоции не проявляют. Мы суровый северный народ, без веской причины улыбки и гримасы не раздаём.