Америка полюбила Чайковского ещё в начале 70-х годов 19 века, на заре его карьеры. В это время он был молодым талантом, профессором недавно открывшейся Московской консерватории, который за 1200 рублей в год проверял кипы тетрадок с задачами по гармонии и, чтобы свести концы с концами, подрабатывал музыкальным критиком в «Московских ведомостях».
Что касается Америки, то она в те годы была глубокой культурной провинцией. К примеру, Нью-Йорк, хоть и поражал воображение путешественников уровнем цивилизации, не имел ни хорошего концертного зала, ни оперного театра, ни консерватории. Америка представляла собой огромный и неосвоенный музыкальный рынок, который жаждал приобщиться к европейской культуре.
Любовь американцев к Чайковскому началась с его Первого фортепианного концерта. История такая.
Россия отвергла, Америка приняла
Этот концерт Чайковский написал в расчёте на исполнение Николая Рубинштейна. Но тот раскритиковал его в пух и прах и категорически отказался играть.
Чайковский был сильно уязвлён, и по рекомендации коллеги по консерватории послал ноты немецкому виртуозу, ученику и зятю Ференца Листа Гансу фон Бюлову. Тот с большим успехом сыграл концерт на гастролях в США (Бостоне и Нью-Йорке).
Так что знаменитые начальные аккорды этого концерта первыми услышали американцы. (Правда, эти аккорды тогда звучали несколько иначе).
Примерно то же самое произошло со Скрипичным концертом Чайковского спустя некоторое время. Он тоже был забракован российским скрипачом Леопольдом Ауэром как неисполнимый, и впервые прозвучал в США. Русская публика услышала его только через два года.
И это ещё не весь список произведений Чайковского, премьера которых состоялась не в России, а в Америке.
Кто влюбил американцев в Чайковского?
Главными «двигателями» творчества Чайковского в Америке были немецкие дирижёры (отец и сын) Леопольд и Вальтер Дамрош.
В начале 70-х они эмигрировали в Америку. Леопольд (он был ещё и хорошим скрипачом) развернул в Нью-Йорке бурную деятельность по развитию хорового и симфонического исполнительства.
Услышав Первый концерт Чайковского в исполнении фон Бюлова, он пришёл от него в восторг и вступил с композитором в переписку. По его просьбе Чайковский стал высылать ему ноты своих новых произведений и Леопольд Дамрош тут же включал их в постоянный репертуар Нью-Йоркского симфонического оркестра, которым руководил долгие годы.
После смерти Леопольда Дамроша его деятельность продолжил сын Вальтер (Уолтер по-американски). Именно по его инициативе стальной магнат Эндрю Карнеги вложил деньги в строительство крупнейшего в Америке концертного зала, который стал носить его имя.
На музыкальные торжества по случаю открытия Карнеги-холла (весной 1891 года) Вальтер Дамрош пригласил Чайковского в качестве центральной фигуры праздника и дирижёра своих произведений.
Чайковский в Америке
Необходимость продвижения своей музыки, огромный гонорар и любопытство заставили Чайковского согласиться. Восемь суток на судне под названием «Британия» он плыл в Америку.
Америка потрясла его щедрыми и радушными людьми, электричеством, телефоном («разговорным аппаратом»), лифтами, горячей водой в ванной и небоскрёбами аж в десять этажей!
Но главный шок был оттого, что здесь отлично знали его музыку и почитали как величайшего в мире композитора! Такого успеха он не знал нигде и никогда, включая Россию.
«Есть мои вещи, которых в Москве еще не знают, — а здесь их по нескольку раз в сезон исполняют и пишут целые статьи и комментарии к ним … Я здесь персона гораздо более важная, чем в России».
Его приезд в Америку сопровождался шумихой в прессе и настоящим триумфом. Архитектор Карнеги-холла пережил стресс, опасаясь, что несущая конструкция не выдержит такого наплыва людей.
Оркестр встретил Чайковского фанфарами, а публика непрекращающимися овациями. То, что было после исполнения Чайковским «Торжественного коронационного марша», трудно поддаётся описанию. Смущённого автора вызывали несколько раз. Газеты писали об «огромном, ошеломляющем успехе».
За двадцать пять дней пребывания в разных городах Америки Чайковскому пришлось встретиться с представителями местных музыкальных, художественных, политических и даже финансовых кругов. Все хотели его видеть!
Чайковский много фотографируется, хотя собственная внешность его не радует ( «когда посмотрюсь в зеркало, то ужасаюсь»), поскольку все хотят получить фотографическую карточку на память.
Этот приезд Чайковского стал очень важным историческим моментом для США. Никогда прежде на американской земле не появлялся с концертами ни один большой европейский композитор.
С этого момента начался новый этап культурной жизни США и история глобального американского культурного импорта.
Кому Чайковский ближе?
После внезапной смерти Чайковского в 53 года любовь американцев к его музыке разгорелась с новой силой. Когда в 1910 году в США приехал с концертами Рахманинов, он был сильно этим обстоятельством впечатлён:
«Что меня в Америке приятно поразило и глубоко тронуло, это популярность Чайковского. Вокруг имени нашего композитора создался прямо-таки культ. Не проходит ни одного концерта, в программе которого не стояло бы имени Чайковского».
Дальше он пишет поразительные слова:
«И, что удивительнее всего, янки, пожалуй, лучше нас, русских, чувствуют и понимают Чайковского. Положительно каждая нота Чайковского им что-нибудь говорит».
Трудно, конечно, подвергать сомнению эти слова Рахманинова, ведь он имел возможность сравнивать.
Но как-то очень не хочется в это верить.
Ещё на эту тему: «Какой русский классический романс больше всего любят в Америке?»