вагнер опера кредит людвиг II


Рихард Вагнер — не человек, а одна большая загадка.

Человек без тормозов

Вероятно, Бог создал Вагнера, чтобы тот создал нечто великое, и поэтому убрал из его личности все тормоза. Он дал ему аусвайс со штампом «можно всё» ввиду особой грандиозности творческой задачи.

В рамки государственных законов и общественной морали Вагнер никогда не помещался. Угроза судебного преследования висела над ним постоянно. И не только потому, что он участвовал в антиправительственном заговоре и вынужден был годами скрываться от полиции в другой стране. Но и потому, что Вагнер всегда жил в кредит.

И не считал нужным отдавать свои долги.

Почему?

В начале своей музыкальной карьеры Вагнер был элементарно и бесповоротно беден. Его семья не имела возможности оказать ему материальную поддержку, а сам Вагнер не умел зарабатывать и считать деньги.

Позже, когда он уже состоялся как композитор и ощутил свои творческие возможности, он понял, что это как-то странно и вообще возмутительно несправедливо — то, что творец должен думать о куске хлеба.

«Кто кому вообще должен? — рассуждал Вагнер. — Гений — людям или люди — гению?!»

«Мир обязан предоставить мне все, в чем я нуждаюсь!» — говорил он.

А нуждался он во многом.

«Я не могу жить как собака, спать на сене и довольствоваться сивухой!» — нервно писал он своему другу Листу, недовольный тем, что тот тянет с отправкой ему денег, и тут же заказывал себе в счёт долга ящик шампанского.

Вдохновение приходило к Вагнеру только тогда, когда он мог окружить себя роскошью. Он никогда и ни в чём себе не отказывал и никогда не задумывался, чем он заплатит за свои подбитые мехом бархатные халаты, атласные одеяла, расшитые цветами, шелковые обои, драгоценные восточные ковры, ящики с дорогим вином и коллекцию фазанов и павлинов для украшения сада.

Ведь в его жизни было занятие поважнее, чем сведение дебета с кредитом: музыка. И не просто музыка, а целый новый мир идей и звуков, который Вагнер дарил человечеству. А оно, неблагодарное, не хотело хотя бы обеспечивать его потребности!

Искусство вымогательства

Вагнер не просил одолжить ему денег или подарить их, он требовал этого со всей силой своего ума и красноречия.

Всем кредиторам он давал твердые обещания, которые и не собирался выполнять, и предлагал оригинальные схемы субсидирования себя самого с привлечением, к примеру, немецких правителей (они все должны были скинуться и платить ему пожизненное содержание).

Вымогал деньги Вагнер с вдохновенным напором и блеском, приводя сомневающимся неопровержимые аргументы своей правоты.

Оцените, например, эту красивую шахматную вилку, которую Вагнер ставит издателю Францу Шотту, вымогая у него очередную порцию денег в долг:

«…ведь я обращаюсь не к кому-нибудь, а к Францу Шотту, и, в конце концов, обращается с просьбой не кто-нибудь, а Рихард Вагнер!».

Обычный человек, стеснённый в средствах и вынужденный постоянно просить в долг, чувствовал бы себя жалким попрошайкой. Но Вагнер не был обычным человеком.

Не он был должен своим кредиторам, а они ему. Он сумел обернуть ситуацию таким образом, что не ему, а людям было стыдно, что у них есть деньги, а у гения нет.

И они давали.

Чем больше возможностей, тем больше потребностей

В судьбе хронического должника Вагнера однажды случился совершенно невероятный поворот, практически, чудо.

Когда он, как загнанный волк, в очередной раз бежал от кредиторов, его все же догнал (не с первой попытки, кстати) курьер от юного баварского короля Людвига II, который предоставил ему свою казну, покровительство и фанатичную преданность.

Но и этот дар судьбы был быстро поглощен растущими потребностями Вагнера.

Новый статус фаворита короля диктовал ему новые расходы, к тому же он обзавелся семьей. Теперь он жил во дворце, ездил в отдельном вагоне, имел целый штат прислуги.

И еще он строил свой собственный театр и роскошную виллу для семьи в Байройте.

Никаких королевских денег на всё это, естественно, не хватало. Снежный ком долгов огромных размеров катился с горы.

Но Вагнер сумел остановить его совершенно невиданным способом: был объявлен сбор средств по всему миру, и поклонники его музыки в разных странах в итоге восполнили ему финансовый дефицит.

Кредиты как стимул для творчества

Вагнер брал не только деньгами, но и натурой. Певцы в его постановках часто выступали за чисто символическую плату, а русский художник Павел Жуковский (кстати, сын поэта Василия Жуковского) — преданный фанат Вагнера — целый год бесплатно работал над костюмами и декорациями к «Парсифалю».

Вы думаете, Вагнер был ему благодарен? Ничего подобного, он остался недоволен его работой.

Всё это можно оценивать как редкую личностную патологию. Но, с другой стороны, что, если такова реальная цена его творчества? В конце концов, деньги — прах, а искусство вечно.

В Кульшпаргалке есть целый цикл о Вагнере. Выбирайте, что почитать:

👉«Что нужно знать о Вагнере?»

👉 «Четыре хита Вагнера, которые нельзя не знать»

👉 «Рихард Вагнер и Людвиг II» начало

👉 «Рихард Вагнер и Людвиг II» продолжение

👉 «Вагнер и Матильда Везендонк»

👉 «Рихард Вагнер и Козима фон Бюлов»

👉 «Дас ист фантастиш! Театр Вагнера в Байройте»

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here