С уходом Евгения Нестеренко отодвинулась в историю славная эра Большого театра СССР — то время, когда он был в буквальном смысле национальным достоянием, и любой прохожий на улице знал имена его солистов. Елена Образцова, Ирина Архипова, Тамара Синявская, Зураб Соткилава, Владимир Атлантов, Александр Ведерников, Бэла Руденко, Тамара Милашкина, Артур Эйзен пели с экранов телевизора и из радиоприёмников, ездили с концертами по стране, снимались в кино, а фирма «Мелодия» огромными тиражами выпускала пластинки с записями оперной классики в их исполнении.
Всё это осталось в прошлом, наступила совсем другая культурная реальность, и Евгений Нестеренко имел возможность наблюдать этот процесс своими глазами. Правда, уже со стороны. Он умер в Вене, где жил последние 27 лет.
Он прожил большую и замечательную жизнь.
Прораб Ленстройтреста
Евгений Нестеренко родился в Москве (в 1938) и вырос без матери — она умерла, когда ему было девять месяцев. Естественно, что личность отца — Евгения Никифоровича Нестеренко — оказала на него решающее влияние.
Нестеренко-старший был кадровым военным, прошел всю войну до самого Берлина и закончил свою карьеру в чине генерал-майора. Кроме того он был хорошим певцом-любителем, играл на фортепиано и гитаре.
Возможно, под влиянием отца Евгений выбрал военно-строительную профессию, закончил военно-морской факультет Ленинградского инженерно-строительного института (1961) и даже год потом отработал прорабом на ленинградских стройках.
Но к этому времени он уже наметил себе другие цели и в течение двух последних курсов института параллельно учился на вечернем отделении вокального факультета Ленинградской консерватории. Закончил он её уже солистом Ленинградского Малого оперного театра. Так началась его музыкальная карьера.
Мария Каллас и Тито Гобби
Летом 1970 года в Москве начался Четвёртый международный конкурс имени Чайковского. В то время это было событие общенародного значения, примерно как Московская олимпиада в в 1980 году.
Телевидение отдавало прайм-тайм трансляциям третьего (финального) тура по всем специальностям, не говоря уже о церемонии награждения и гала концерте победителей. Пресса ежедневно публиковала отчёты и фото лауреатов и членов жюри, среди которых были выдающиеся фигуры мирового исполнительского искусства. Например, Мария Каллас (тогда её имя ещё не звучало у нас так ослепительно, как сейчас) и итальянский баритон Тито Гобби.
Два фото ➡1 из 2
Фактически из их рук Евгений Нестеренко получил свою первую премию. Ему было 32 года, он был солистом Кировского театра в Ленинграде, призёром других конкурсов и уже не раз пел на лучших мировых сценах.
В этом же году он впервые вышел на сцену Большого театра в роли Кончака из «Князя Игоря» Бородина.
Здесь Нестеренко прослужил 30 лет и спел все басовые партии, которые только были в репертуаре театра, а это несколько десятков ролей. В 70-е и 80-е годы было ни одного праздничного концерта из Колонного зала Дома Союзов, в котором бы он не спел. В 1976 году он стал Народным артистом СССР, а позже получил все возможные в СССР награды, включая Героя Социалистического Труда.
Но цифрами и наградами трудно измерить объём его творчества.
Рыцарь русской музыки
Когда хотят подчеркнуть профессиональный статус оперного певца, обычно говорят о его выступлениях на больших оперных сценах международного формата. Евгений Нестеренко имел в своём творческом резюме полный список таких театров: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Арена ди Верона, Венская государственная опера, Немецкая опера в Берлине и прочая, прочая. Он пел с величайшими солистами под управлением легендарных дирижёров на нескольких языках.
Но в случае Нестеренко этот список ничего не скажет о его главных заслугах.
А они заключаются в его огромном, подвижническом труде по продвижению позиций русской музыкальной культуры. Это была без преувеличения сверх идея всей его деятельности.
О том, что Россия обладает огромным музыкальным наследием, которое требует внимания и труда по сохранению национальных традиций, он говорил со сцены (на встречах со зрителями), с экрана телевизора и в интервью, писал в своих книгах, учил этому своих студентов (он преподавал в Институте имени Гнесиных и Московской консерватории).
Нестеренко был не просто певцом, он был человеком идеи и вкладывал много энергии в общественную деятельность. Боролся с чиновниками за установку памятника Мусоргскому (ещё в 80-х годах в России не было ни одного), собирал материалы для экспозиции дома-музея композитора, лично расследовал историю с переносом захоронений русских классиков на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
А главное, конечно — это то, что русская музыка составляла главный стержень его карьеры. С позиций сегодняшнего времени, когда никто не горит желанием петь в русских операх и все рвутся в западный репертуар, чтобы сделать карьеру на зарубежных сценах, эта позиция выглядит исключительной.
Лучший Руслан Большого театра СССР
Бас Евгения Нестеренко — свежий, яркий, звучный — сам по себе был большим богатством этого певца. Но большим артистом его сделал не только голос. Нестеренко относился к очень редкому типу певцов-мыслителей в том смысле, что каждая его роль на сцене была плодом глубокого изучения композиторского стиля, замысла оперы, текста, характера персонажа, его внешности. Вряд ли Фёдор Шаляпин — основоположник такого подхода — мог бы пожелать себе лучшего последователя.
Три культовые партии русского репертуара в исполнении Нестеренко стали классикой в истории оперного театра. Совершенно особый Иван Сусанин, поразительный Борис Годунов и ни с кем не сравнимый — пылкий, сердечный, красивый, свободно и с блеском спетый и сыгранный Руслан. Другого такого не было и вряд и уже будет.1 из 5
Русский камерный репертуар Евгения Нестеренко — песни и романсы русских композиторов — это особая тема. Он пел и Глинку, и Рахманинова, и Даргомыжского. Но главные его кумиры — Мусоргский и Свиридов, музыка, в которой требуется незаурядный актёрский дар и отточенная дикция. Хорошо, что сохранились записи с этими исполнениями.
«Я поцеловал сцену и пошёл…»(с)
Евгений Нестеренко ушёл из Большого театра в 2002 году. Это произошло не по его воле. Последним спектаклем великого советского баса стал «Набукко» Верди. Этот момент он вспоминал потом не без горечи, но и без упрёков в чей-то адрес. Наступило совсем другое время. То, за что он всегда боролся, было смыто ценностями другого порядка.
К этому времени Нестеренко был уже более востребован на Западе, чем в России. С 90-х годов он преподавал в Венской консерватории, давал мастер-классы по всей Европе, пел в западных театрах. Он обосновался с женой в Вене и провёл там последние годы в заслуженном комфорте и покое.
Несколько штрихов к личности
Нестеренко был публичной фигурой, он давал интервью (не часто), писал книги, но практически нигде мы не найдём рассказов о его сценических триумфах. Это бросается в глаза на фоне иногда просто неудержимого самопиара других советских вокальных звёзд, триумфы и рекорды которых записаны в основном с их слов. Евгений Нестеренко всегда выделялся на этом фоне редкой сдержанностью и интеллигентностью. Артистическая поза была ему совершенно чужда.
Более пятидесяти лет он прожил в счастливом браке со своей юношеской любовью — Екатериной Дмитриевной, Катей (они вместе учились в Инженерно-строительном институте). Все, кто знал эту пару, говорили, что всю жизнь и до последних дней они обожали друг друга.
Екатерина Дмитриевна умерла в 2014 году.
У Евгения Нестеренко остался сын и внук, они живут в Москве. Здесь же упокоится прах великого советского певца.
Здесь можно послушать три фрагмента из русской музыки в исполнении Евгения Нестеренко 👉 «И струны громкие Баянов не будут говорить о нём…»