балет

1. “Танец с саблями” из балета Хачатуряна “Гаяне”

Этот балет написан во время войны по всем канонам соцреализма. За него Хачатурян получил Сталинскую премию I степени.

Тут и трудовые подвиги армянских колхозников (красавица Гаяне – бригадир колхозного звена), и враги народа, и диверсант с парашютом, и финальная победа добра над злом с плясками и вручением переходящего красного знамени.

Знаменитый “Танец с саблями”, который на колхозном празднике урожая танцуют гости из солнечной Грузии, стал мировым хитом после того, как оркестровая сюита из этого балета была исполнена в США в 1948 году.

Кстати, этот Танец был написан композитором в последнюю очередь по настойчивой просьбе балетмейстера в страшной спешке перед самой премьерой.

2. “Танец рыцарей” из балета Прокофьева “Ромео и Джульетта”

Музыка этого Танца так впечатляет своей жёсткой силой, что любое хореографическое воплощение кажется бледным.

Этот фрагмент звучит в начале балета и не оставляет сомнений в том, что развязка будет кровавой. Хотя в первой версии балета был, как ни странно, хэппи-энд.

Как правило, все реагируют на начальную тему этого Танца, но в середине есть маленький фрагмент удивительной, завораживающей красоты. Здесь юная Джульетта танцует со своим женихом – Парисом.

3. “Танец маленьких лебедей” из балета Чайковского “Лебединое озеро”

Элементарная музыка и очень сложный танец. Четыре маленьких лебедя должны двигаться совершенно синхронно.

Когда будете смотреть ролик, обратите внимание: нижняя линия – ноги – ведут свой чёткий, почти механический узор (это па называется “амбуате”), верхний уровень (движения лебединых головок) имеет свой рисунок, более плавный, а средний план (руки и туловища) – совершенно неподвижен.

При этом танцовщицы не видят ног друг друга из-за широких пачек-юбочек. Они ориентируются исключительно по ритму музыки.

Так балетмейстер Лев Иванов записал на бумаге хореографическую схему этого танца:

А так это выглядит в реальности (балет Парижской оперы):

4. “Танец Феи Драже” из балета Чайковского “Щелкунчик”

Весь этот балет – собрание популярнейших мелодий. Но “Танец Феи Драже” идёт в этом списке первым номером, потому что во время новогодних праздников он звучит везде и всюду. Вы услышите его в телевизионной рекламе, в магазине, на детских ёлках и в саундтреках к новогодним фильмам. Например, “Один дома”.

Главная фишка этого танца – волшебные звуки челесты (это что-то вроде маленького пианино со стеклянным звуком, который Чайковский услышал в Париже). Он был специально заказан по его просьбе во Франции и до премьеры балета держался в режиме строгой секретности.

“Я желал бы, – писал Чайковский, – чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».

Нина Капцова в спектакле Большого театра.

5. “Болеро” Равеля

“Болеро” – это женский сольный танец размером в целый балет.

Сейчас эта музыка известна больше в симфоническом варианте, но написал её Равель именно для балетного перфоманса Иды Рубинштейн – иконы парижского творческого бомонда.

Про её пантеру и шляпы, а также о том, почему Равель не любил это своё сочинение, и кому достались баснословные авторские отчисления от “Болеро” – читайте в отдельной культшпаргалке с фото и видеороликами:

“Что такое “Болеро” Равеля”

А здесь Болеро в постановке Мориса Бежара танцует Диана Вишнёва.

Ещё на тему балета:

“Правда ли, что Чайковский никогда не видел “Танец маленьких лебедей?”

“Пять самых лучших балетных вальсов”

“Что такое па-де-де?

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here