1. «Танец с саблями» из балета Хачатуряна «Гаяне»
Этот балет написан во время войны по всем канонам соцреализма. За него Хачатурян получил Сталинскую премию I степени.
Тут и трудовые подвиги армянских колхозников (красавица Гаяне — бригадир колхозного звена), и враги народа, и диверсант с парашютом, и финальная победа добра над злом с плясками и вручением переходящего красного знамени.
Знаменитый «Танец с саблями», который на колхозном празднике урожая танцуют гости из солнечной Грузии, стал мировым хитом после того, как оркестровая сюита из этого балета была исполнена в США в 1948 году.
Кстати, этот Танец был написан композитором в последнюю очередь по настойчивой просьбе балетмейстера в страшной спешке перед самой премьерой.
2. «Танец рыцарей» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта»
Музыка этого Танца так впечатляет своей жёсткой силой, что любое хореографическое воплощение кажется бледным.
Этот фрагмент звучит в начале балета и не оставляет сомнений в том, что развязка будет кровавой. Хотя в первой версии балета был, как ни странно, хэппи-энд.
Как правило, все реагируют на начальную тему этого Танца, но в середине есть маленький фрагмент удивительной, завораживающей красоты. Здесь юная Джульетта танцует со своим женихом — Парисом.
3. «Танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро»
Элементарная музыка и очень сложный танец. Четыре маленьких лебедя должны двигаться совершенно синхронно.
Когда будете смотреть ролик, обратите внимание: нижняя линия — ноги — ведут свой чёткий, почти механический узор (это па называется «амбуате»), верхний уровень (движения лебединых головок) имеет свой рисунок, более плавный, а средний план (руки и туловища) — совершенно неподвижен.
При этом танцовщицы не видят ног друг друга из-за широких пачек-юбочек. Они ориентируются исключительно по ритму музыки.
Так балетмейстер Лев Иванов записал на бумаге хореографическую схему этого танца:
А так это выглядит в реальности (балет Парижской оперы):
4. «Танец Феи Драже» из балета Чайковского «Щелкунчик»
Весь этот балет — собрание популярнейших мелодий. Но «Танец Феи Драже» идёт в этом списке первым номером, потому что во время новогодних праздников он звучит везде и всюду. Вы услышите его в телевизионной рекламе, в магазине, на детских ёлках и в саундтреках к новогодним фильмам. Например, «Один дома».
Главная фишка этого танца — волшебные звуки челесты (это что-то вроде маленького пианино со стеклянным звуком, который Чайковский услышал в Париже). Он был специально заказан по его просьбе во Франции и до премьеры балета держался в режиме строгой секретности.
«Я желал бы, — писал Чайковский, — чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».
Нина Капцова в спектакле Большого театра.
5. «Болеро» Равеля
«Болеро» — это женский сольный танец размером в целый балет.
Сейчас эта музыка известна больше в симфоническом варианте, но написал её Равель именно для балетного перфоманса Иды Рубинштейн — иконы парижского творческого бомонда.
Про её пантеру и шляпы, а также о том, почему Равель не любил это своё сочинение, и кому достались баснословные авторские отчисления от «Болеро» — читайте в отдельной культшпаргалке с фото и видеороликами:
А здесь Болеро в постановке Мориса Бежара танцует Диана Вишнёва.
Ещё на тему балета:
«Правда ли, что Чайковский никогда не видел «Танец маленьких лебедей?»
«Пять самых лучших балетных вальсов»
Огромное СПАСИБО за эту удивительную подборку. Нина Капцова просто восхитительна. А Диана Вишнева меня потрясла: так создать образ. Думаю, смело можно сказать, что эта постановка — одно из самых прекрасных балетных воплощений Равеля.