лучшая классическая музыка

За что Чайковский активно не любил Брамса и почему не верил, что его музыка войдёт в историю? Скорее всего, это что-то личное.

◼ Единственное интервью Чайковского: о себе, Брамсе и “могучей кучке”

У Брамса точно есть много музыки, которая заслуживает глубокого восхищения. Не будем брать самые важные и действительно грандиозные творения немецкого мастера – здесь нет для этого места.

Ограничимся пятью фрагментами из его лирики, которые не могут не тронуть своей красотой, мелодичностью и особым “брамсовским” просветлённо-печальным тоном.

Третья часть симфонии №3, фа мажор

Только в 43 года Иоганнес Брамс написал свою первую симфонию. Потом он создал ещё три, и все они вошли в золотой запас немецкой симфонической классики.

В каждой из них есть свои философские глубины, которые раскрываются последовательно, от части к части. Но и отдельные фрагменты могут дать пищу для наслаждения и размышления.

Мелодия третьей части начинается у виолончелей и сразу захватывает своей печальной красотой и сдержанной страстью. Она очень популярна и в концертном обиходе получила название “Романс”.

Хор №1 из цикла “Четыре напева” на стихи Фридриха Руперти для арфы, двух валторн и женского хора

Для тех, кто не в курсе: вот так выглядит валторна, в данном случае – натуральная (старинная), именно такие у Брамса:

Для вокала Брамс написал огромное количество музыки. Потому что в Германии, где он родился и прожил первую половину жизни, и в Вене, где провёл вторую, пение – соло, ансамблями, хором – было традиционной формой досуга, и спрос на такой репертуар был огромным.

Этот маленький вокальный шедевр Брамс написал для любительского женского хора в родном Гамбурге. Однажды его попросили аккомпанировать этому хору на органе, и он был совершенно покорён тем, с какой музыкальностью и старанием пели эти сорок девушек.

Брамс начал писать для них музыку, репетировать и получил в ответ обожание всех сорока юных хористок. Что совсем не удивительно: голубоглазому, стройному, серьёзному и очень талантливому Брамсу было на тот момент всего 26:

А главное – какая музыка!

Звуки арфы наполняют душу любовью и тоской…
О, лейтесь, слёзы, трепещи, моё бедное сердце!
Я похоронил свою любовь и счастье, я потерял свою жизнь.

Интермеццо №2 из ор.117, си-бемоль мажор

А это лирика позднего Брамса с её прощальным колоритом.

Интермеццо в данном случае не нужно понимать буквально (как что-то промежуточное). Это просто абсолютно нейтральное по смыслу обозначение романтической пьесы, примерно то же, что “музыкальный момент” или “листок из альбома”.

Брамс был выдающимся пианистом, и у него есть запредельно виртуозные сочинения, например, Вариации на тему Паганини. Но в этой пьесе сложность особого рода – тонкие материи фортепианного звука и человеческой души.

Опус 117 состоит из трёх интермеццо, и о первом их них Борис Пастернак напишет своё знаменитое –

Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют, — тоской изойду.
Я вздрогну, я вспомню…

Но и это – второе – интермеццо тоже наполнено ностальгией по утраченному счастью.

Григорий Соколов – мастер тонких фортепианных материй.

Вальс ля-бемоль мажор ор.39 №15

Он входит в сборник “Шестнадцать вальсов для фортепиано”.

Большую часть своей жизни Брамс провёл в Вене, поэтому не писать вальсы он просто не мог. По сравнению с концертными вальсами Штрауса они проигрывают в блеске и эффектности, но Брамс намеренно придерживался фольклорных, ранних образцов этого танца. Например, в основе этого лежит народная австрийская мелодия.

Здесь хорошее переложение для кларнета и струнного ансамбля (во второй половине ролика звучит другой вальс Брамса). В его составе звёзды сегодняшней сцены: кларнетист Андреас Оттерзамер и скрипач Леонидас Кавакос.

Хоральная прелюдия “Я хочу благословенного конца”

Эту прелюдию Брамс написал в последний год своей жизни. Он был неизлечимо болен, надежд на выздоровление не питал. Поэтому одиннадцать хоральных прелюдий для органа – последние сочинения немецкого гения – стали его музыкальной автоэпитафией.

◼ Последняя музыка Брамса, Шопена и Чайковского

Вера Горностаева играет фортепианное переложение, сделанное Ф.Бузони.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

16 − = 11