За что Чайковский активно не любил Брамса и почему не верил, что его музыка войдёт в историю? Скорее всего, это что-то личное.
◼ Единственное интервью Чайковского: о себе, Брамсе и «могучей кучке»
У Брамса точно есть много музыки, которая заслуживает глубокого восхищения. Не будем брать самые важные и действительно грандиозные творения немецкого мастера — здесь нет для этого места.
Ограничимся пятью фрагментами из его лирики, которые не могут не тронуть своей красотой, мелодичностью и особым «брамсовским» просветлённо-печальным тоном.
Третья часть симфонии №3, фа мажор
Только в 43 года Иоганнес Брамс написал свою первую симфонию. Потом он создал ещё три, и все они вошли в золотой запас немецкой симфонической классики.
В каждой из них есть свои философские глубины, которые раскрываются последовательно, от части к части. Но и отдельные фрагменты могут дать пищу для наслаждения и размышления.
Мелодия третьей части начинается у виолончелей и сразу захватывает своей печальной красотой и сдержанной страстью. Она очень популярна и в концертном обиходе получила название «Романс».
Хор №1 из цикла «Четыре напева» на стихи Фридриха Руперти для арфы, двух валторн и женского хора
Для тех, кто не в курсе: вот так выглядит валторна, в данном случае — натуральная (старинная), именно такие у Брамса:
Для вокала Брамс написал огромное количество музыки. Потому что в Германии, где он родился и прожил первую половину жизни, и в Вене, где провёл вторую, пение — соло, ансамблями, хором — было традиционной формой досуга, и спрос на такой репертуар был огромным.
Этот маленький вокальный шедевр Брамс написал для любительского женского хора в родном Гамбурге. Однажды его попросили аккомпанировать этому хору на органе, и он был совершенно покорён тем, с какой музыкальностью и старанием пели эти сорок девушек.
Брамс начал писать для них музыку, репетировать и получил в ответ обожание всех сорока юных хористок. Что совсем не удивительно: голубоглазому, стройному, серьёзному и очень талантливому Брамсу было на тот момент всего 26:
А главное — какая музыка!
Звуки арфы наполняют душу любовью и тоской…
О, лейтесь, слёзы, трепещи, моё бедное сердце!
Я похоронил свою любовь и счастье, я потерял свою жизнь.
Интермеццо №2 из ор.117, си-бемоль мажор
А это лирика позднего Брамса с её прощальным колоритом.
Интермеццо в данном случае не нужно понимать буквально (как что-то промежуточное). Это просто абсолютно нейтральное по смыслу обозначение романтической пьесы, примерно то же, что «музыкальный момент» или «листок из альбома».
Брамс был выдающимся пианистом, и у него есть запредельно виртуозные сочинения, например, Вариации на тему Паганини. Но в этой пьесе сложность особого рода — тонкие материи фортепианного звука и человеческой души.
Опус 117 состоит из трёх интермеццо, и о первом их них Борис Пастернак напишет своё знаменитое —
Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют, — тоской изойду.
Я вздрогну, я вспомню…
Но и это — второе — интермеццо тоже наполнено ностальгией по утраченному счастью.
Григорий Соколов — мастер тонких фортепианных материй.
Вальс ля-бемоль мажор ор.39 №15
Он входит в сборник «Шестнадцать вальсов для фортепиано».
Большую часть своей жизни Брамс провёл в Вене, поэтому не писать вальсы он просто не мог. По сравнению с концертными вальсами Штрауса они проигрывают в блеске и эффектности, но Брамс намеренно придерживался фольклорных, ранних образцов этого танца. Например, в основе этого лежит народная австрийская мелодия.
Здесь хорошее переложение для кларнета и струнного ансамбля (во второй половине ролика звучит другой вальс Брамса). В его составе звёзды сегодняшней сцены: кларнетист Андреас Оттерзамер и скрипач Леонидас Кавакос.
Хоральная прелюдия “Я хочу благословенного конца”
Эту прелюдию Брамс написал в последний год своей жизни. Он был неизлечимо болен, надежд на выздоровление не питал. Поэтому одиннадцать хоральных прелюдий для органа — последние сочинения немецкого гения — стали его музыкальной автоэпитафией.
◼ Последняя музыка Брамса, Шопена и Чайковского
Вера Горностаева играет фортепианное переложение, сделанное Ф.Бузони.