П.Кончаловский. Сирень в вазе на окне.

1. М.И. Глинка. “Вальс-фантазия”

Обидно, что судьба не бережёт великих людей от личных драм. У них тоже случаются неудачные браки, сварливые тёщи и романы с плохим концом.

Скоропалительная женитьба влюбчивого Глинки принесла ему много разочарований. Ни счастья, ни наследников – только ссоры и выматывающая многолетняя история развода. На этом фоне его нежные отношения с Екатериной Керн были обречены на неопределённость и печальный финал.

Всё это звучит предчувствием в “Вальсе-фантазии”, который Глинка написал для любимой в первые дни их романа.

Начальная его тема (даже первый мотив) – шедевр красоты и выразительности. Он породил много подражаний в русской музыке.

Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов (фрагмент).

2. П.И. Чайковский. “Ромео и Джульетта”. Тема любви

Музыка – непостижимая вещь. Каким образом Чайковскому удалось без всяких слов объяснить нам, что это любовь не зрелых людей, а совсем юных и чистых душ, и что она обречена?

Эта тема стала первым мелодическим шедевром молодого преподавателя Московской консерватории Петра Чайковского. Она привела в бурный восторг его строгих критиков – Балакирева и Стасова.

Бостонский симфонический оркестр, дирижёр Клаудио Аббадо.

3. П.И. Чайковский. Шестая симфония, 1 часть

В этой великой трагической симфонии с первых звуков первой части ясно: это ВСЁ и продолжения не будет. Музыка последующих частей – только развёрнутая иллюстрация к фразе “вся жизнь промелькнула перед его глазами”.

С этой последней точки жизнь выглядит как мучительная суета сует и томление духа. И только ЛЮБОВЬ придаёт этой жизни смысл. Об этом прекрасная медленная тема первой части.

Лондонский филармонический оркестр, дирижёр Владимир Юровский (фрагмент первой части).

4. П.И. Чайковский. Адажио из балета “Щелкунчик”

(Кажется, в русской классике именно Чайковский отвечает за любовную тему).

Мелодия па-де-де Клары и Принца из “Щелкунчика” – это пример того, как можно сделать шедевр из ничего – буквально из гаммы соль мажора с добавлением виолончелей и арфы.

Это музыка розовой детской мечты о любви – с прекрасным принцем и вечным счастьем.

Бостонский симфонический оркестр, дирижёр Сейджи Озава.

5. С.В. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини, вариация №18

“…одной любви музЫка уступает, но и любовь – мелодия” – сказано у Пушкина, и эта вдохновенная и совершенно неотразимая по красоте тема есть лучшая иллюстрация к этим словам.

Трудно поверить, что она не вылилась в процессе творческого экстаза из глубины души, как кажется с первого взгляда, а является результатом композиторского расчёта: Рахманинов просто переворачивает тему Паганини и немного её развивает. Вот что такое мастерство в сочетании с вдохновением!

Будапештский симфонический оркестр, солист Йено Янде.

Ещё немного музыки о любви:

Три музыкальных шедевра о любви, написанных авторами для своих невест

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here