Популярность Эдварда Грига при жизни была огромной, а для родной страны он был просто национальным героем, поскольку выразил в звуках дух Норвегии и с любовью открыл её всему миру.
А мир полюбил Норвегию через его музыку — её скалы и фьорды, снега и скромную весну, сильных духом и чистых сердцем людей, а заодно всю эту горную северную нечисть — троллей, гномов и кобольдов.
И совершенно неважно, насколько всё это соответствует реальности, любовь — это всегда прекрасный миф.
🔵 Концерт для фортепиано с оркестром
Этот концерт был написан в счастливейший момент жизни Грига. Ему было 25 лет, он только что женился и вместе с молодой женой отдыхал в Дании. Вот-вот должен был родиться ребёнок. Из каждой ноты Концерта рвётся энергия счастья и вдохновения.
Три его части — это живописный триптих о Норвегии. Тут и патриотический порыв к свободе (Норвегия обрела независимость от Швеции только в 1905 году), и горы с лесами, и буйные народные пляски.
Этим концертом Григ прорубил окно из Норвегии в Европу. С него начался и его личный композиторский триумф. Возможно потому он так и не написал второй концерт (хотя пытался), что понимал — превзойти его невозможно.
Здесь фрагмент из третьей части, построенной на лихом норвежском халлинге (это мужской народный танец). Евгений Кисин.
Целиком концерт в исполнении Николая Луганского можно послушать 👉здесь
🟢»Ноктюрн» из сборника «Лирические пьесы»
Как только Григ смог себе это позволить, он купил землю на берегу озера Нордосваннет, построил там дом с роскошным панорамным видом на окрестные красоты и назвал его Тролльхаугеном («холм троллей»). Там он вместе с женой проводил весну и лето, делая иногда туристические вылазки в ближайшие леса и на острова.
В «композиторской хижине» Грига, построенной специально для творческого уединения, композитор написал свой Ноктюрн.
⭐Четыре прекрасных пейзажа в классической музыке
Он существует ещё и в оркестровой версии (№3 из «Лирической сюиты») дирижёра Антона Зайдля, отредактированной Григом.
Незачем тратить слова, чтобы рассказывать, как Григ любил эту землю и эту природу. Можно просто послушать его вдохновенный Ноктюрн. Нежность и любовь тут переливаются через край.
🟠Танец №2 из цикла «Симфонические танцы»
На музыку Грига можно смотреть как на богатейшую этнографическую коллекцию музыкальных норвежских фольклорных традиций (он, кстати, и сам собирал народные мелодии в окрестностях Тролльхаугена). Тут и песни, и танцы, и пастушьи наигрыши. Из всей этой фольклорной руды Григ отливает в звуках светлую душу своего народа.
Правильно писал Чайковский, который очень любил его музыку:
«Быть может, у Грига мастерства гораздо меньше, чем у Брамса…, но зато он нам ближе…, ибо он глубоко человечен«.
Непонятно, чем именно так трогает эта наивная мелодия в норвежском духе, почему от неё идёт такое тепло.
Эстонский национальный симфонический оркестр, дирижёр Пааво Ярви.
🟡Песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
Если бы Сольвейг не было, её бы стоило придумать. Вот её и придумал в поучение всем мужчинам и женщинам классик норвежской литературы и драматургии Генрик Ибсен. Он выразил в образе Сольвейг истинно норвежскую женскую натуру.
«Ты далеко?» — спросила Сольвейг у Пера. «Имей терпенье, девушка! Далеко иль близко — подождешь», — сказал ей Пер. «Я подожду» — послушно кивнула Сольвейг.
Она ждала его в лесной избушке всю жизнь до седых волос и слепоты, молясь за него и напевая эту песню. Собственно, эта песня и есть бесхитростная молитва.
Когда Дюк Эллингтон обработал её мелодию в развязно-свинговой манере, вся Норвегия была оскорблена. Дело дошло до суда, и все пластинки с этой записью были запрещены на территории страны до того момента, когда истёк срок авторских прав (в 1967).
В этой музыке есть что-то эпическое и одновременно наивно-детское. Вся она построена на мотивах норвежского фольклора.
Си́ссель Хюрхьебё, норвежская певица.
🔴»В пещере горного короля» из музыки к «Пер Гюнту»
Самое популярное, что есть у Грига — музыка к «Пер Гюнту». А самое популярное, что есть в музыке к Пер Гюнту» — эта пьеса.
В фольклоре норвежцев есть свои страшилки. Наши Баба Яга и кикимора с лешим — детский сад по сравнению с армией троллей (они бывают трёх и двухголовые), ведьм, гномов и кобольдов. Эта пьеса — прелюдия к сцене судилища над Пером, которого принуждают жениться на дочери Горного короля (Доврского Деда).
Спасибо, что просвещаете, что даёте возможность послушать хорошую музыку! Успехов вам и удачи, создатели такого замечательного канала!
Спасибо большое!