Из всех французских классиков (их довольно много) выберем только пять по той причине, что их музыка постоянно звучит в оперных театрах и концертных залах.
1. Жак Оффенбах
Оффенбаха нельзя не знать потому, что он создал оперетту и вообще положил начало «лёгкой» академической музыке. 150 лет назад он основал первый в истории театр оперетты в Париже и сочинил для него чуть ли не сотню весёлых музыкальных комедий. Иоганн Штраус был уже вторым на этом пути.
2. Жорж Бизе
Жизнь Жоржа Бизе — это биография классического неудачника с блестящим стартом и плохим финалом. Он был очень одарённым и образованным композитором и пианистом. Сам Ференц Лист был поражён его виртуозностью.
Но все его многочисленные сочинения, которые он писал одно за другим, не имели практически никакого успеха. Его последняя опера «Кармен» провалилась со скандалом. Он умер в 36 лет, так и не узнав, какой шедевр он написал.
И последняя насмешка судьбы: многие далёкие от музыки люди искренне считают, что «бизе» — это такое пирожное)
3. Камиль Сен-Санс
Сен-Санс не входит в пантеон великих, несмотря на то, что он написал огромное количество всякой музыки. Зато он сумел покорить сознание масс несколькими своими мелодичными и эффектными сочинениями, которые стали хитами концертной сцены. Даже наш Петр Ильич Чайковский был под обаянием его музыки и учился у него особой французской «шарманистости».
Может быть, для кого-то станет новостью, что прекрасный «Умирающий лебедь» — это не сцена из «Лебединого озера» Чайковского, а музыка, написанная Сен-Сансом. В начале 20 века русский хореограф Михаил Фокин поставил на эту музыку балетную миниатюру для Анны Павловой.
4. Клод Дебюсси
Его имя — это синоним всего самого рафинированного и поэтичного в искусстве. Музыка Дебюсси построена примерно на тех же принципах, что и живопись французских импрессионистов: реальная жизнь отдельно, а красота — отдельно.
Чего только не происходило на грани 19 и 20 веков: гремели революции, шла Первая мировая война, рушились вековые империи, зажигались электрические лампочки и тонул «Титаник». А Дебюсси писал свой призрачный «Лунный свет» и утончённую «Девушку с волосами цвета льна». Возможно, он был прав. Всё прошло, а эта красота осталась.
«Лунный свет». Сон Чжин Чо — очень талантливый южнокорейский пианист.
5. Морис Равель
Он был потомком древнего баскского рода и фронтовиком- добровольцем на Первой мировой (из-за очень маленького роста его взяли только в водители грузовика).
Самая большое жизненное разочарование Равеля было от того, что все знали его исключительно как автора супер популярного «Болеро». Во-первых, он не видел в этой музыке никаких особых достоинств, а во-вторых, это «Болеро» заслонило собой всё действительно ценное, что он написал за свою жизнь.
Его музыка имеет разный вкус: она может быть изысканно-импрессионистской, или мрачной, или эффектной и виртуозной. Он умел всё. Но простеньких хитов не писал — принципиально. Ему хватило «Болеро»)
Вот «Рассвет» из его балета «Дафнис и Хлоя». Как и Дебюсси в «Сиренах», он использует женский хор, тихонько подпевающий оркестру.
В других культшпаргалках можно почитать чуть подробнее об Оффенбахе, и послушать его шлягеры, узнать, о чём «Кармен» Бизе, и какие фрагменты из неё стали хитами, послушать самое популярное из Дебюсси, Равеля, и ещё несколько популярнейших хитов других французских композиторов.