1. Сарабанда из Клавирной сюиты ре минор

Сарабанда – это старинный и довольно мрачный испанский танец в характерном чеканном ритме. В XVIII веке он уже утратил национальную специфику и стал общеевропейским жанром.

Генделевская Сарабанда воспринимается как воплощение английского стиля, хотя написала она была совсем юным Генделем ещё до отъезда его в Англию (об этом в Культшпаргалке было здесь).

После того, как Стенли Кубрик сделал её лейтмотивом своего фильма “Барри Линден”, она вошла в сознание широких масс, и теперь занимает второе место по популярности после “Аллилуйи”.

В оригинале Сарабанда – четвёртая часть Сиюты для клавесина. Здесь она звучит в переложении для оркестра. Так получается гораздо внушительнее.

2. Пассакалия из клавирной сюиты соль минор

Пасскалия – это тоже испанская тема: так в Испании когда-то называлась музыка в танцевальном ритме, которой провожали гостей. Но во времена Генделя пасскалия была уже не танцем, а просто пьесой торжественно-печального характера с повторением одной и той же темы в басу. Простота, строгость и ритмичность – фирменный стиль Генделя.

В этом ролике Пасскалия в оркестровом переложении

3. Ария Альмирены из оперы “Ринальдо”

Эту оперу 26-летний Гендель написал за 20 дней, чтобы заявить о себе в Лондоне. Опера имела огромный успех, и с этого началась его блестящая английская карьера.

Альмирена – дочь крестоносца Гоффредо, взявшего в осаду Иерусалим, любит рыцаря Ринальдо. Но её похищает правитель Иерусалима и держит в плену. Он влюблён в красавицу Альмирену, и предлагает ей все богатства мира, но она плачет день и ночь и тоскует по своему Ринальдо.

"Дай мне оплакать жребий жестокий!
И о свободе мне помечтать.."

Эта ария написана в жанре сарабанды ( вы услышите тот же чеканный ритм, что и в №1 нашего списка). Кто только не перепел эту прекрасную Лашу ( Lascia ch’io pianga)! Все сопрано без исключения, контртеноры, мальчики-дисканты, её даже хором поют.

Здесь её исполняет своим ангельским голосом Юлия Лежнёва.

Следующие два хита – повеселее)

4. Ария Клеопатры из оперы “Юлий Цезарь в Египте”

Оперы Генделя пролежали в архивах 200 лет, прежде чем их стали возрождать в 20 веке. Это оказалось делом нелёгким, потому что мужские партии Гендель написал для кастратов, да и вокальная техника того времени была уже утрачена. Кроме того, сюжеты и риторика этих опер кажется сегодня морально устаревшими и просто скучными. Но в 21 веке за дело взялись креативные оперные режиссёры, которые чего только не напридумывали, на место кастратов встали контратеноры, вокалисты подтянули свою технику до уровня барочной, и теперь это довольно увлекательная и модная тема – оперы Генделя.

Посмотрите, как лихо отплясывает Клеопатра – только что чечётку не отбивает! – в сопровождении парной подтанцовки, радуясь тому, что всё у неё с Цезарем получилось, и завтра она станет царицей Египта.

Эту популярнейшую и очень сложную арию с блеском поёт американское сопрано Даниэль де Низ.

5. “Аллилуйя” из оратории “Мессия”

Эта оратория резко вознесла к вершинам славы 55-летнего Генделя. В ней рассказывается о жизни Спасителя от рождения до распятия. “Аллилуйя” звучит в ней не в конце, как многие считают (и даже начинают тянуться в гардероб после окончания этого хора), а в конце второй части (всего их в оратории три).

В своё время Моцарт, который очень увлекался Генделем, сделал обработку “Мессии” – он изменил оркестровую партию. Именно в этой версии принято исполнять “Мессию” и сегодня. Так что, когда будете слушать “Аллилуйю”, не забывайте, что к ней приложил руку и Моцарт.

Этот хор в Англии чаще всего слушают стоя.

Хор Королевского колледжа в Кембридже.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here