судьба в музыке
Альфонс Муха. Судьба.

Судьба — такое широкое понятие, что каждый трактует её, как умеет. От бытового «не везёт» или «что на роду написано» до разных отвлечённых философских трактовок. И хотя есть такое понятие как «счастливая судьба», обычно в это слово вкладывают фатальное значение.

Эти пять композиторов в своих произведениях раскрыли тему судьбы максимально убедительно. На то они и классики.

1. Джузеппе Верди. Увертюра к опере «Сила судьбы»

Опера с таким говорящим названием в комментариях не нуждается. Но её сюжет стоит почитать — вы поразитесь тому, что вытворяет судьба-злодейка с её героями!

Популярнейшая увертюра к этой опере начинается самым роковым образом (троекратным приговором всего оркестра), а дальше вступает беспокойная тема, которую с 90-процентной вероятностью вы не забудете уже никогда. Верди умел сочинять хиты.

Вот начальный фрагмент:

2. Жорж Бизе. Вступление к опере «Кармен»

Злой рок настиг честного лейтенанта Хосе совершенно внезапно в лице этой проклятой цыганки Карменситы. Его жизнь пошла под откос в тот момент, когда она из чистого озорства бросила ему в лицо цветок акации.

Знаменитое вступление к этой опере вначале ничего такого не предвещает, и даже наоборот — сияет всеми красками жизни. Но самое главное — в конце: зловещая тема рока не оставляет сомнений в том, что всё кончится не просто плохо, а совершенно ужасно!

Джеймс Ливайн с оркестром Метрополитен-оперы.

3. Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония.

Чайковский смотрел на жизнь меланхолически, если не трагически.

«Вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности со скоропреходящими сновидениями и грезами о счастье… Пристани нет… «.

Об этом он написал свою Четвёртую симфонию, которая начинается и заканчивается темой рока (или фатума, как он сам о ней писал):

Это «та роковая сила, которая как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу» .

Неудивительно, что Чайковский часто жаловался на усталость от жизни.

Первая часть. Герберт фон Караян.

4. Карл Орф. Вступление к кантате «Кармина Бурана».

Эту музыку знают все, даже те, кто понятия не имеет, кто такой Карл Орф (а это немецкий композитор 20 века). Начало «Кармины Бурана» уже не раз проходило в Культшпаргалке по разным статьям (здесь издесь)

В данном случае — ничего личного, просто иллюстрация к философской сентенции о колесе Фортуны: эта богиня с равнодушным лицом крутит рулетку нашей жизни. И мы не знаем, какие превратности судьбы ждут нас завтра.

Генри де Вулькоп (вторая половина 15 века)
Генри де Вулькоп (вторая половина 15 века)

5. Бетховен. Симфония №5

И только один человек — Бетховен — верил в то, что человеку по силам сразиться с судьбой. Он был не только гением, но и человеком с огромным размахом личности. От его музыки можно заряжаться верой в лучшее и в самого себя, как от аккумулятора.

Главный триумф героя — в финале. А в первой части Судьба кажется непобедимой.

Густаво Дудамель

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here