сонаты бетховена

За свою жизнь Бетховен написал 32 сонаты для фортепиано. Для любого пианиста – это настольная книга, репертуар, обязательный для изучения на всех стадиях мастерства.

Но и любому культурному человеку неплохо было бы иметь представление о самых популярных из них.

Классическая соната – это большое (обычно в трёх частях) произведение для одного инструмента. Правда, если это инструмент одноголосный – как флейта или скрипка, например, к нему в качестве поддержки добавляется фортепиано.

1. Соната №14, “Лунная”, до-диез минор

Два мотива из Бетховена знает любой человек. Первый – роковой “та-та-та-там” – мотив судьбы из Пятой симфонии. А второй – эти медленные начальные арпеджио из “Лунной сонаты”, которым начинается её первая часть.

Эта музыка была очень популярна ещё при жизни Бетховена, но Бетховен этому был не очень рад.

Кстати, этот медленный темп в первой части – нарушение стандартов жанра: классическая соната должна начинаться быстро. Поэтому Бетховен сделал разъясняющую приписку – sonata quasi una fantasia (“соната вроде фантазии”).

О “Лунной сонате” и той, кому она посвящена, существует целая мифология, в которой, как в любом мифе, далеко не всё соответствует исторической правде. Для тех, кто хочет в этом разобраться – эти две культшпаргалки:

👉Несколько фактов о Лунной сонате Бетховена(здесь есть ролик с Сонатой в исполнении Эмиля Гилельса)

👉Любил ли Бетховен Джульетту Гвиччарди?

2. Соната №8, “Патетическая”, до минор

Во времена Бетховена все концертирующие пианисты сами писали репертуар для своих выступлений. Так делал и Бетховен, он был известен в музыкальных салонах Вены как виртуоз со своей оригинальной манерой игры. Впервые о нём заговорили как о сильном композиторе, а не только как о пианисте, именно после создания этой сонаты. Ему было 27 лет.

Соната начинается очень необычно: эффектным “театральным” вступлением с роковыми аккордами и жалобными вздохами. Эта интрига разрешается бурной драмой. А дальше следует прекрасная вторая часть и увлекательное рондо в финале.

Эмиль Гилельс.

3. Соната №17, “Буря”, ре минор

“Бурей” ей называют потому, что Бетховен однажды обмолвился о связи этой музыки с одноимённой пьесой Шекспира. А у нас её часто называют “сонатой с речитативом” из-за выразительного фортепианного монолога в первой части.

На всякий случай надо знать, что Бетховен не давал названия своим сонатам, за исключением одного случая: Сонаты №26 “Прощание”.

Самая популярная часть в Семнадцатой сонате – третья, последняя. Это такой музыкальный perpetuum mobile с непрерывным потоком ритма и постоянно меняющимся градусом драматических эмоций.

Маурицио Поллини.

4. Соната №23 “Аппассионата”, фа минор

“Аппассионатой” (это слово переводится с итальянского как “страстная”) её назвал один из издателей спустя много лет после смерти Бетховена.

В этой сонате всё монументально и величественно – и по размерам (это вторая по длительности звучания соната Бетховена после его “Авроры” – сонаты №21), и по виртуозному размаху, и по грандиозности идеи.

Недаром она производила такое сильное впечатление даже на Ленина, который, как известно, особой чувствительностью не отличался. Он называл эту сонату “изумительной, нечеловеческой”.

Своё название эта соната получила, наверняка, из-за своей третьей, последней части, с вихрями и ударами мощных аккордов.

Эмиль Гилельс.

5. Соната №2, ля мажор

А эта соната популярна далеко не так, как “Лунная” или “Аппассионата”, но её вторая часть стала “персонажем” повести Александра Куприна “Гранатовый браслет”, которую все мы проходили в школе.

Поэтому надо обязательно хотя бы раз послушать хотя бы раз вторую часть этой сонаты, чтобы понять, что хотел сказать Вере Николаевне этой музыкой ушедший в мир иной телеграфист Желтков о своей огромной, очень тихой и никому не нужной любви.

“И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет… И в уме ее слагались слова…

“Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя… Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе!”

Михаил Плетнёв.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here