1. Хор невольниц из оперы Бородина «Князь Игорь»
Этот хор открывает знаменитые Половецкие пляски — роскошный парад степной художественной самодеятельности, который хан Кончак разворачивает перед свои пленником князем Игорем с целью сделать его своим союзником.
Чаги-невольницы из-за Каспия (так представляет их Кончак) медленно начинают свой томный танец под песню неотразимого очарования. Она вьётся как узор на иранском ковре.
Эта мелодия стала популярной с первого же исполнения. Александр Бородин — грузин по отцу — умел передать в музыке красоту Востока.
Возможно, это самая популярная в мире мелодия из русских опер, не считая, конечно, «Полёта шмеля».
Хор Белградской государственной оперы, Симфонический оркестр радио Любляны, дирижёр Марко Муних.
2. Хор из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» (Humming Chorus)
Ещё один очень известный хор. Его особенность в том, что он не то, чтобы поётся, а как бы только напевается без слов, с закрытым ртом.
Это ночная музыка.
Юная японская гейша мадам Баттерфляй («бабочка») ждёт наступления утра. Сладкая мечта о том, что с рассветом она увидит на горизонте корабль любимого мужа, согревает её дрёму. Но сквозь эту тихую музыку наивной грёзы мелькает тень тоскливого предчувствия: это последняя ночь в её жизни.
3. Хор из оперы Умберто Джордано «Андре Шенье»
Этот хор — единственный оазис безмятежности в драматическом сюжете оперы. Его поют наряженные пастушками актёры , приглашённые для постановки пасторали (популярный жанр мини-оперы в 18 веке) на балу у графини де Куаньи.
Хор Джона Аллдиса, Национальный филармонический оркестр (Лондон), дирижёр Джеймс Ливайн
4. Хор из оперы Бизе «Джамиле»
Место действия этой оперы — каирский гарем.
Вообще-то этот чудесный хор не совсем женский: тихий фон исполняется мужскими голосами, поющими с закрытым ртом.
Это очередной пример того, каким блестящим талантом был Бизе: самыми простыми средствами создать такую изысканную картину заката с медленно текущим Нилом и пальмами на фоне золотого вечернего неба!
Как на этой картине Фрэнка Диллона (1855 год).
Дирижёр Ламберто Гарделли.
5. Хор девушек из оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила»
Верстовский при жизни очень серьёзно конкурировал с Глинкой за право называться основателем русской оперной классики. Его «Аскольдова могила» пользовалась большой популярностью у русской публики.
Хор девушек — наложниц князя Святослава, томящихся в его тереме, написан почему-то в жанре полонеза, но звучит совершенно по русски, с характерной задушевной простотой. Что-то есть в этой мелодии, что трогает до глубины души.
Чем же вам хор из «Набукко» не угодил?
Не сказала бы, что хор из Набукко мне чем-то не угодил) Но он из другой категории — это хор-гимн, хоть и начинается он тихо и лирично. Зато в конце…