Виртуозы 19 века (и скрипачи, и пианисты) отличались от современных тем, что сами сочиняли для себя репертуар. Искусство композиции было тогда необходимым условием карьеры любого музыканта. Получалось у всех по-разному. От гениального до посредственного.
Сочинения Паганини, конечно, не равны по значимости его «сверхъестественному», как говорил о нём Лист, исполнительскому искусству (хотя Шуман — восторженный фанат Паганини — считал иначе).
Возможно, его музыка не вызовет в вас глубокого душевного потрясения, но в память врежется с первого раза совершенно точно. Отпечаток неповторимой харизмы Паганини лежит на всём, что он написал.
Вот пять самых известных его мелодий.
1. Каприс №24 ля минор
Каприс — это что-то вроде небольшой и очень виртуозной фантазии.
Свои 24 каприса Паганини не сочинял за столом, а импровизировал прямо на сцене во время выступления. Это настоящая скрипичная эквилибристика с высокой степенью риска. После смерти Паганини каприсы считались неисполнимыми, и целых сорок лет их никто не играл.
Самый известный из них — последний, ля минорный. Совершенно невозможно понять, почему эта элементарная, будто циркулем вычерченная тема производит такое неотразимое впечатление на всякого, кто её слышит.
Бесчисленное количество раз её использовали в своих композициях самые разные композиторы: от Листа и Брамса до Рахманинова и Шнитке.
В оригинальном виде для скрипки соло она звучит несколько аскетично, любая погрешность в технике сразу же видна.
Максим Венгеров.
2. Финал Концерта №2 для скрипки с оркестром («La campanella»)
«La campanella» — означает «колокольчик». Тема финала очень проста, её легко можно насвистеть. Но главное тут то, какими бисерными звуковыми гирляндами Паганини украшает этот мотив.
Позже Ференц Лист написал на тему «Кампанеллы» фортепианный этюд, который даже превзошёл по популярности оригинал.
Сербский виртуоз Стефан Миленкович.
3. Вторая часть Концерта №4 для скрипки с оркестром.
Здесь Паганини показывает другую сторону своего мелодического дара — прекрасную певучую лирику.
Эта тема стала широко популярна после того, как прозвучала в фильме «Паганини — скрипач дьявола» (2013 год) в виде песни в обработке автора музыки к фильму Франка ван дер Хайма (здесь можно послушать, как её очень трогательно поёт Андреа Дэк).
А это оригинал:
4. «Романс» из Большой сонаты для скрипки и гитары
Ещё одна очень красивая печальная мелодия в духе сицилианы из второй части Большой сонаты для скрипки и гитары, которую Паганини назвал Романс.
Скрипка и гитара — отличное сочетание. Кстати, Паганини был хорошим гитаристом и написал для этого инструмента довольно много музыки.
5. «Венецианский карнавал»
Супер популярное сочинение Паганини, основанное на венецианской народной песенке «О мама, мама дорогая !» («Oh Mama, Mama Car!»).
Это 20 изобретательных вариаций, настоящий цирк на четырёх струнах. Публика пришла в такой буйный восторг от этого сочинения, что даже привыкший к триумфам Паганини был несколько ошарашен.
Девятнадцатилетний Шопен услышал «Венецианский карнавал» на концерте Паганини в Варшаве и тоже написал на эту тему свои маленькие изящные вариации в память об этом концерте («Souvenir de Paganini»).
Любимчик публики немецкий скрипач Дэвид Гарретт сделал из «Венецианского карнавала» настоящий концертный хит и каждый раз приводит своих поклонников практически в экстаз: