Конечно, принцами оперы до сих пор остаются тенора. Но настоящие её герои — в смысле мужественности и силы — это всё-таки басы. Басовые партии в операх — это всё короли, цари, князья и богатыри, духовные вожди, благородные отцы, то есть всё достойные и уважаемые люди. Бывают, правда, и злодеи или комики, но будем считать, что это для разнообразия. Во всяком случае басы — не то, что тенора, у которых на уме одна любовь и обязательно несчастная.
Басы бывают разные. Есть высокие, есть средние, есть совсем низкие (профундо). Бывают ещё октависты, но это уже из другой оперы, точнее, не из оперы вообще, а из хоровой православной музыки.
Хороших басов сейчас довольно много. Особенно среди молодёжи. Но в этом списке только те, кто имеет серьёзный авторитет и репутацию в мире оперы. Сюда включены также известные бас-баритоны.
1. Брин Терфель, Великобритания, Уэльс
Брин Терфель — бас-баритон, звезда главных сцен оперных сцен мира. Самые известные его партии — баритоновые (Фигаро, Дон Жуан), но в последние годы он перешёл на более тяжёлый репертуар, поёт в операх Вагнера и даже выступил недавно в роли Бориса Годунова.
Кроме того, он поёт в концертах, записывает диски с народными валлийскими песнями и ежегодно проводит в Уэльсе свой музыкальный фестиваль. Терфель награждён всем мыслимыми и немыслимыми наградами (от Grammy, Classical Brit и Gramophone до Ордена британской империи).
Его очень любит публика, потому что, он, во-первых, замечательно — легко, осмысленно и виртуозно поёт, и во-вторых — он прекрасный драматический и комический актёр, и вообще, фронтмен по натуре.
Здесь он поёт знаменитую арию Мефистофеля со свистом из одноимённой оперы Арриго Бойто. Свист — это часть вокальной партии. Обычно его исполняет артист оркестра с помощью специального свистка, но Брин Терфель (как и когда-то наш Фёдор Иванович Шаляпин) очень лихо свистит сам.
Однажды (ближе к ночи) перед доктором Фаустом предстаёт Мефистофель и рассказывает о себе примерно следующее:
«Я — дух отрицания и тьмы, моя цель — разрушение, мой воздух — грех, зло и смерть! Мой ответ на всё — «»нет! Мой голос — рёв, шипение и свист! «
Правда, эту арию Терфель поёт только в концертах, труднейшую партию Мефистофеля целиком он пока не спел.
2. Рене Папе, Германия.
Рене Папе — высокий бас. Он признанный авторитет басового репертуара и титульный солист «Метрополитен». Репертуар его стилистически очень широк: он поёт и Моцарта, и Вагнера, и русский репертуар (поскольку он родом из восточной Германии, в школе он учил русский язык).
Теперь он выступает на сцене довольно редко — только в двух оперных постановках в год. К сожалению, в последние годы его голос звучит уже не так, как раньше, но великолепная выучка и огромный опыт до сих пор дают ему фору перед другими басами.
Поскольку бас — это низкий и мрачный голос, ему часто поручаются партии всяких злодеев. К примеру, Мефистофели во всех операх («Фауст» Гуно, «Мефистофель» Бойто, «Осуждение Фауста» Берлиоза) поют басом.
Это ещё одна ария Мефистофеля, только из другой оперы («Фауст» Шарля Гуно). Рене Папе вступает с отметки 0.48. Смысл его высказывания в том, что деньги — это удочка сатаны.
На земле весь род людской
чтит один кумир священный,
он царит над всей вселенной,
тот кумир — телец златой!
3. Ферручо Фурланетто, Италия
Ферручо Фурланетто — это настоящий король современных басов. Эталонный исполнитель вердиевского репертуара и первый западный бас, который спел партию Бориса Годунова на сцене Большого театра (это было совсем недавно).
Он певец старой школы, ему сейчас 69 лет, но для баса это не критично, и Фурланетто все ещё в прекрасной форме. В сезоне 2018-2019 у него намечено множество выступлений в крупнейших театрах по всему миру: от Нью-Йорка до Сиднея.
Фурланетто известен как активный борец против радикальных режиссёрских трактовок (кстати, самое злостное воплощение режиссерского произвола для него — наш Дмитрий Черняков).
У него роскошный глубокий и очень благородный тембр голоса, при этом он умеет стопроцентно вжиться в образ.
Его коронная ария короля Филлипа из оперы Верди «Дон Карлос».
Ничего нет печальнее, чем эта медленная прекрасная ария. Верди сначала рвёт нам душу простой мелодией в оркестре, а потом вступает тихий бас… О чём может так убиваться седовласый король? О том, что его юная жена не любит его. Она любит его родного сына.
4. Ильдебрандо Д’Арканджело. Италия
Он уже проходил в Культшпаргалке по статье «Самые красивые баритоны и басы»)
То, что он красив не меньше, чем Бандерас — не главное его достоинство. Так же замечательно красив и его голос — бас-баритон (хотя сам он считает, что просто бас). Вокальная техника у него тоже близка к совершенству.
С таким набором достоинств он, конечно, идеальный Дон Жуан, но также он просто великолепен в комических ролях, потому что его актёрский дар — на уровне его вокальных и внешних достоинств. Ильдебрандо — счастливый билет для любой оперной постановки, потому что всё, что он делает — безупречно.
Ему сейчас 48, он на пике своей карьеры, много поёт и расширяет свой репертуар от Моцарта и Россини в сторону барокко.
Вот как он поёт арию турецкого султана Баязета из одноимённой оперы Вивальди. Он попал в плен к Тамерлану не один, а вместе со своей дочерью, его беспокоит её судьба, об этом и ария.
Недавно он отменил свой концерт в Москве (и не только в Москве) по причине усталости, но стало известно, что причины у него совсем другого рода — amore: он женится на молодой певице (контральто) по имени Avery Amereau.
Вот они: Граф и Керубино после спектакля «Свадьба Фигаро».
5. Ильдар Абдразаков, Россия
Ильдар Абдразаков подтверждает репутацию России как родины басов.
В своё время он вышел из под надежного крыла Ирины Архиповой, которая курировала вокальный конкурс имени Глинки (так же начинали Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко). С этой первой победы началась его стремительная карьера.
Сегодня он поёт на всех главных мировых сценах, но, в отличие от многих своих русских коллег держится в фарватере русского репертуара, что вполне понятно: он ведь не тенор, а бас. Так что князь Игорь, Борис Годунов и Досифей из «Хованщины» — его коронные партии. На Западе его мощный красивый бас востребован в партиях вердиевского репертуара.
Абдразаков — мечта любого театра: он поёт стабильно, технично, хорош собой, не капризничает и не болеет. Единственное, чего ему не хватает — личной харизмы. Но иногда это приходит с возрастом: ему 42, и у него ещё много времени на развитие своего таланта.
Монолог Бориса из второго действия оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Парижской национальной оперы.
Борис подводит итоги своего шестилетнего правления: всё в жизни страны и его семьи идёт прахом. И всё тяжелее нести ему страшный груз совести — убийство маленького царевича Дмитрия.