Ферручо Фурланетто в роли Бориса Годунова

Конечно, принцами оперы до сих пор остаются тенора. Но настоящие её герои – в смысле мужественности и силы – это всё-таки басы. Басовые партии в операх – это всё короли, цари, князья и богатыри, духовные вожди, благородные отцы, то есть всё достойные и уважаемые люди. Бывают, правда, и злодеи или комики, но будем считать, что это для разнообразия. Во всяком случае басы – не то, что тенора, у которых на уме одна любовь и обязательно несчастная.

Басы бывают разные. Есть высокие, есть средние, есть совсем низкие (профундо). Бывают ещё октависты, но это уже из другой оперы, точнее, не из оперы вообще, а из хоровой православной музыки.

Хороших басов сейчас довольно много. Особенно среди молодёжи. Но в этом списке только те, кто имеет серьёзный авторитет и репутацию в мире оперы. Сюда включены также известные бас-баритоны.

1. Брин Терфель, Великобритания, Уэльс

Брин Терфель – бас-баритон, звезда главных сцен оперных сцен мира. Самые известные его партии – баритоновые (Фигаро, Дон Жуан), но в последние годы он перешёл на более тяжёлый репертуар, поёт в операх Вагнера и даже выступил недавно в роли Бориса Годунова.

Кроме того, он поёт в концертах, записывает диски с народными валлийскими песнями и ежегодно проводит в Уэльсе свой музыкальный фестиваль. Терфель награждён всем мыслимыми и немыслимыми наградами (от Grammy, Classical Brit и Gramophone до Ордена британской империи).

Его очень любит публика, потому что, он, во-первых, замечательно – легко, осмысленно и виртуозно поёт, и во-вторых – он прекрасный драматический и комический актёр, и вообще, фронтмен по натуре.

Здесь он поёт знаменитую арию Мефистофеля со свистом из одноимённой оперы Арриго Бойто. Свист – это часть вокальной партии. Обычно его исполняет артист оркестра с помощью специального свистка, но Брин Терфель (как и когда-то наш Фёдор Иванович Шаляпин) очень лихо свистит сам.

Однажды (ближе к ночи) перед доктором Фаустом предстаёт Мефистофель и рассказывает о себе примерно следующее:

“Я – дух отрицания и тьмы, моя цель – разрушение, мой воздух – грех, зло и смерть! Мой ответ на всё – “”нет! Мой голос – рёв, шипение и свист! “

Правда, эту арию Терфель поёт только в концертах, труднейшую партию Мефистофеля целиком он пока не спел.

2. Рене Папе, Германия.

Рене Папе – высокий бас. Он признанный авторитет басового репертуара и титульный солист “Метрополитен”. Репертуар его стилистически очень широк: он поёт и Моцарта, и Вагнера, и русский репертуар (поскольку он родом из восточной Германии, в школе он учил русский язык).

Теперь он выступает на сцене довольно редко – только в двух оперных постановках в год. К сожалению, в последние годы его голос звучит уже не так, как раньше, но великолепная выучка и огромный опыт до сих пор дают ему фору перед другими басами.

Поскольку бас – это низкий и мрачный голос, ему часто поручаются партии всяких злодеев. К примеру, Мефистофели во всех операх (“Фауст” Гуно, “Мефистофель” Бойто, “Осуждение Фауста” Берлиоза) поют басом.

Это ещё одна ария Мефистофеля, только из другой оперы (“Фауст” Шарля Гуно). Рене Папе вступает с отметки 0.48. Смысл его высказывания в том, что деньги – это удочка сатаны.

На земле весь род людской
чтит один кумир священный,
он царит над всей вселенной,
тот кумир — телец златой!

3. Ферручо Фурланетто, Италия

Ферручо Фурланетто – это настоящий король современных басов. Эталонный исполнитель вердиевского репертуара и первый западный бас, который спел партию Бориса Годунова на сцене Большого театра (это было совсем недавно).

Он певец старой школы, ему сейчас 69 лет, но для баса это не критично, и Фурланетто все ещё в прекрасной форме. В сезоне 2018-2019 у него намечено множество выступлений в крупнейших театрах по всему миру: от Нью-Йорка до Сиднея.

Фурланетто известен как активный борец против радикальных режиссёрских трактовок (кстати, самое злостное воплощение режиссерского произвола для него – наш Дмитрий Черняков).

У него роскошный глубокий и очень благородный тембр голоса, при этом он умеет стопроцентно вжиться в образ.

Его коронная ария короля Филлипа из оперы Верди “Дон Карлос”.

Ничего нет печальнее, чем эта медленная прекрасная ария. Верди сначала рвёт нам душу простой мелодией в оркестре, а потом вступает тихий бас… О чём может так убиваться седовласый король? О том, что его юная жена не любит его. Она любит его родного сына.

4. Ильдебрандо Д’Арканджело. Италия

Он уже проходил в Культшпаргалке по статье “Самые красивые баритоны и басы”)

То, что он красив не меньше, чем Бандерас – не главное его достоинство. Так же замечательно красив и его голос – бас-баритон (хотя сам он считает, что просто бас). Вокальная техника у него тоже близка к совершенству.

С таким набором достоинств он, конечно, идеальный Дон Жуан, но также он просто великолепен в комических ролях, потому что его актёрский дар – на уровне его вокальных и внешних достоинств. Ильдебрандо – счастливый билет для любой оперной постановки, потому что всё, что он делает – безупречно.

Ему сейчас 48, он на пике своей карьеры, много поёт и расширяет свой репертуар от Моцарта и Россини в сторону барокко.

Вот как он поёт арию турецкого султана Баязета из одноимённой оперы Вивальди. Он попал в плен к Тамерлану не один, а вместе со своей дочерью, его беспокоит её судьба, об этом и ария.

Недавно он отменил свой концерт в Москве (и не только в Москве) по причине усталости, но стало известно, что причины у него совсем другого рода – amore: он женится на молодой певице (контральто) по имени Avery Amereau.

Вот они: Граф и Керубино после спектакля “Свадьба Фигаро”.

фото из
фото из https://cotilina.livejournal.com

5. Ильдар Абдразаков, Россия

Ильдар Абдразаков подтверждает репутацию России как родины басов.

В своё время он вышел из под надежного крыла Ирины Архиповой, которая курировала вокальный конкурс имени Глинки (так же начинали Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко). С этой первой победы началась его стремительная карьера.

Сегодня он поёт на всех главных мировых сценах, но, в отличие от многих своих русских коллег держится в фарватере русского репертуара, что вполне понятно: он ведь не тенор, а бас. Так что князь Игорь, Борис Годунов и Досифей из “Хованщины” – его коронные партии. На Западе его мощный красивый бас востребован в партиях вердиевского репертуара.

Абдразаков – мечта любого театра: он поёт стабильно, технично, хорош собой, не капризничает и не болеет. Единственное, чего ему не хватает – личной харизмы. Но иногда это приходит с возрастом: ему 42, и у него ещё много времени на развитие своего таланта.

Монолог Бориса из второго действия оперы Мусоргского “Борис Годунов” в постановке Парижской национальной оперы.

Борис подводит итоги своего шестилетнего правления: всё в жизни страны и его семьи идёт прахом. И всё тяжелее нести ему страшный груз совести – убийство маленького царевича Дмитрия.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here