мой ласковый и нежный зверь

Никто из советских композиторов не считал свою работу в кино чем-то серьёзным. Это было средство лёгкого и быстрого заработка: написать и оркестровать несколько несложных мелодий в заданном стиле не составляло для них особого труда. А на гарантированные авторские можно было жить и писать то, что представлялось действительно важным.

Парадокс заключается в том, что именно эта музыка принесла её авторам настоящую народную любовь.

Например, вот эти пять популярных киновальсов послевоенного времени (не по рейтингу, а в хронологическом порядке).

1. Дмитрий Шостакович. Вальс из к/фильма “Первый эшелон” (реж. Михаил Калатозов). 1955г.

Этот популярный вальс был написан к сцене совхозного праздника (фильм о покорителях целины) и несколько позже вошёл в Сюиту для эстрадного оркестра.

Распространено мнение, что был написан ещё до войны и входил в так называемую Вторую джазовую сюиту, но это не так.

По сути это стилизация под популярные садово-парковые русские вальсы. На Западе он очень популярен под названием “Русский вальс” или “Вальс №2”.

2. Георгий Свиридов. Вальс из к/фильма “Метель” (реж. В.Басов). 1964 год.

Этот фильм хорош по всем позициям. Но до уровня шедевра его поднимает музыка Свиридова.

Сам композитор был довольно раздражён тем обстоятельством, что сверхпопулярные Вальс и Романс заслонили его настоящие шедевры.

Этот Вальс – как и вальс Шостаковича – стилизация под бальную музыку 19 века с отголосками Вальса-фантазии Глинки. При этом всё в нём оригинально и глубоко по смыслу. Это Свиридов.

3. Андрей Петров. Вальс из к/фильма “Берегись автомобиля”(реж. Э.Рязанов”). 1966 г.

Лёгкая ирония этого вальса идеально подходит к рязановской комедии с прекрасным актёрским дуэтом Смоктуновского и Ефремова.

4. Альфред Шнитке. Вальс из к/фильма “Горячий снег” (реж. Гавриил Егиазаров). 1972 год

Очень печальный, можно даже сказать, эпитафический вальс. Трагедия войны просвечивает в этой совсем простой мелодии аккордеона.

5. Евгений Дога. Вальс из к/фильма “Мой ласковый и нежный зверь” (реж. Э.Лотяну). 1978 год.

Очень красивый вальс с бесконечно тоскливым предчувствием трагической развязки. Даже эйфоричная вторая тема звучит как будто напоследок.

В фильме под эту музыку юная дочь лесничего Оленька Скворцова танцует свой свадебный танец, обливаясь слезами.

Очень странно, что его до сих пор его иногда играют на свадьбах.

Поделиться:

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

− 3 = 1