Даже если слово «ОПЕРА» у вас ассоциируется исключительно с веб-браузером, а «АРИЯ» — с рок-группой, вы всё равно, если пороетесь, обнаружите в своём культурном багаже пять этих оперных мелодий. Где-нибудь когда-нибудь вы их обязательно слышали.
А не запомнить их совершенно невозможно: так они специально задуманы.
1. «Хабанера» из оперы Бизе «Кармен»
Вообще-то, эту мелодию придумал не Бизе, а другой человек — автор сверхпопулярной «Голубки» 🎧 испанец Себастьян Ирадьер. (Его песня в жанре хабанеры называлась «El Arreglito«). Бизе ошибочно полагал, что эта мелодия народная.
В результате её переработки получилась эта неотразимая ария Кармен, в которой она технично расставляет свои любовные силки для дона Хосе.
Музыка такая, что у бедного парня не остаётся ни одного шанса спастись.
Хабанера написана для конкретной исполнительницы (Селестины Галли-Марье), но какой у неё был голос, теперь можно сказать только предположительно, по воспоминаниям — высокое меццо. Поэтому традиционно её поют все, кто может! Включая контральто и сопрано. Здесь — сопрано Анджела Георгиу.
2. Куплеты Эскамильо из той же оперы
Тореадор Эскамильо — главный оперный мачо. Его знаменитые куплеты, которые он поёт в таверне с бокалом в руке — это откровенный самопиар, гимн собственной неотразимости и храбрости.
То, что вы точно знаете из этой арии — маршевый припев с отметки 1.06 этого ролика.
Харизматичный Эскамильо — Дмитрий Хворостовский.
3. Песенка Герцога из оперы «Риголетто» Верди
Герцог из «Риголетто» стоит в мировой опере на втором месте по беспутности после моцартовского Дон Жуана. Но в этой песенке он рассуждает о женской неверности («La donna mobile» — «женщина изменчива»). Игривый мотивчик этой арии не оставляет сомнения в том, что эта изменчивость в некотором роде ему даже нравится.
Если не гнаться за тенорами, которые любят брать в конце верхний си-бемоль (кстати, Верди ничего такого не писал), то вполне можно спеть эту арию в караоке.
Конечно, Паваротти)
4. Каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини
Мем «Фигаро здесь — Фигаро там» вошёл в нашу жизнь из этой популярнейшей арии.
Она могла бы стать гимном всех парикмахеров мира, потому что в ней поётся о том, какое же счастье — владеть этой профессией! Ты самый нужный человек, и люди просто разрывают тебя на части!
Правда, спеть такой гимн было бы проблематично — очень уж сложная вокальная партия. Не каждый оперный баритон может исполнить её качественно.
То самое «Фигаро здесь, Фигаро там» — с отметки 3.40.
5. Ария Германа из «Пиковой дамы» Чайковского
Нет более эффективных проводников оперы в массы, как кино и телевидение. После того, как передача «Что? Где? Когда?» стала открываться начальной темой этой арии, её знают всё (речь, естественно, об СССР и постсоветском пространстве).
Правда, что там дальше — после первого мотива на слова «Что наша жизнь? Игра!», известно уже только любителям оперы. А там начинается изложение жизненной философии законченного циника на тему «Добро и зло — одни мечты. Труд, честность — сказки для бабья!» Этот текст написал брат Чайковского — Модест для последней бравурной арии сумасшедшего Германа в игорном доме. Сразу после этой арии он вытянет даму пик вместо заветного туза и покончит жизнь самоубийством прямо на месте.
В этом фильме 1960 года роль Германа играет Олег Стриженов, а поёт за кадром Зураб Анджепаридзе.
А здесь можно нескучно почитать, о чём эти оперы:
👉🏻О чём «Пиковая дама» Чайковского?