Верди – самый главный производитель оперных хитов. Но тут сразу надо сказать, что слово “хит” не означает что-то самое лучшее. В лучших операх Верди, которыми он сам гордился – “Отелло” и “Фальстаф” – хитов нет вообще.

Оперный хит – это когда:

  • коротко
  • просто
  • ритмично
  • мелодично
  • легко запоминается
  • легко воспроизводится – то есть мелодию всегда можно напеть.

Главными разносчиками хитов в Европе до самого начала 20 века были, конечно, шарманщики. А теперь – реклама (не та, которая ниже, а вообще реклама)

1. Песенка Герцога из оперы “Риголетто”

Более популярной арии, чем эта, попросту не существует в природе, то есть во всей оперной литературе. А весь секрет в точно подобранном ритмическом мотивчике, который непрерывно повторяется. Его легко можно напеть или насвистеть, а также наиграть одним пальцем на пианино – настолько он незамысловат.

Этот фривольный мотивчик идеально подходит для Герцога.

Он, конечно, редкий негодяй, но при этом ходячий позитив. Правда, в тот момент, когда он поёт эту свою песенку, веселиться у него нет ни малейшего повода: киллер уже точит по его душу свой клинок (подробнее – здесь).

Марио Ланца.

Конечно, все хиты Верди растасканы по рекламным роликам. Песенку Герцога, например, подхватила “Икея” для рекламы каталога на 2019 год.

2. Вступление к опере “Травиата”

Как и все романтические оперы, “Травиата” про любовь и смерть (подробнее – здесь). Во вступлении Верди обозначает эту дилемму максимально доходчиво: он начинает с темы умирающей Виолетты, а потом идёт мечтательная и берущая за душу мелодия про любовь (с отметки 1.20). Собственно, музыка настолько очевидно это выражает, что вы бы всё поняли и без этих пояснений.

Сэр Джорж Шолти и оркестр Ковент Гарден.

3. Застольная песня из “Травиаты”

Это самая известная из всех оперных drinking арий. В её мелодии такой задор и эйфория, что сразу ясно – пару бокалов шампанского (не меньше) герои приняли ещё до того. И кто только не использовал эту песню в рекламе! Например, пивная компания Heineken ).

Пласидо Доминго, Анна Нетребко и Роландо Вильясон

4. Триумфальный марш из оперы “Аида”

Триумфальный марш – это только маленькая часть из сцены парада египетского войска, разгромившего эфиопов. Тут Верди нашёл совершенную формулу для выражения триумфа: чёткий ритм шага и элементарная мелодия в ослепительном тембре труб. Под неё до сих пор по оперным сценам идут если не слоны с верблюдами (дело происходит в Египте), то пара живых лошадей, как минимум.

И ещё этот воодушевляющий хит пригодился футбольным болельщикам.

Постановка Метрополитен-опера, 2012 год.

5. Хор пленённых евреев из оперы “Набукко”

Этот хор запела вся Италия буквально с первых представлений “Набукко”. Но причины этого успеха имеют к музыке столько же отношения, сколько и к политике: итальянцы услышали в этом хоре обречённых на казнь людей мечту о свободной и счастливой Родине, и это было для Италии того времени очень актуально: все хотели избавиться от власти Австрии.

До сих пор этот хор – второй национальный гимн Италии.

Ещё о Верди: “Что нужно знать о Верди?”“О чем “Риголетто?”“О чём “Травиата?” и о романе Верди с Джузеппиной Стреппони.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here