Верди — самый главный производитель оперных хитов. Но тут сразу надо сказать, что слово «хит» не означает что-то самое лучшее. В лучших операх Верди, которыми он сам гордился — «Отелло» и «Фальстаф» — хитов нет вообще.
Оперный хит — это когда:
- коротко
- просто
- ритмично
- мелодично
- легко запоминается
- легко воспроизводится — то есть мелодию всегда можно напеть.
Главными разносчиками хитов в Европе до самого начала 20 века были, конечно, шарманщики. А теперь — реклама (не та, которая ниже, а вообще реклама)
1. Песенка Герцога из оперы «Риголетто»
Более популярной арии, чем эта, попросту не существует в природе, то есть во всей оперной литературе. А весь секрет в точно подобранном ритмическом мотивчике, который непрерывно повторяется. Его легко можно напеть или насвистеть, а также наиграть одним пальцем на пианино — настолько он незамысловат.
Этот фривольный мотивчик идеально подходит для Герцога.
Он, конечно, редкий негодяй, но при этом ходячий позитив. Правда, в тот момент, когда он поёт эту свою песенку, веселиться у него нет ни малейшего повода: киллер уже точит по его душу свой клинок (подробнее — здесь).
Марио Ланца.
Конечно, все хиты Верди растасканы по рекламным роликам. Песенку Герцога, например, подхватила «Икея» для рекламы каталога на 2019 год.
2. Вступление к опере «Травиата»
Как и все романтические оперы, «Травиата» про любовь и смерть (подробнее — здесь). Во вступлении Верди обозначает эту дилемму максимально доходчиво: он начинает с темы умирающей Виолетты, а потом идёт мечтательная и берущая за душу мелодия про любовь (с отметки 1.20). Собственно, музыка настолько очевидно это выражает, что вы бы всё поняли и без этих пояснений.
Сэр Джорж Шолти и оркестр Ковент Гарден.
3. Застольная песня из «Травиаты»
Это самая известная из всех оперных drinking арий. В её мелодии такой задор и эйфория, что сразу ясно — пару бокалов шампанского (не меньше) герои приняли ещё до того. И кто только не использовал эту песню в рекламе! Например, пивная компания Heineken ).
Пласидо Доминго, Анна Нетребко и Роландо Вильясон
4. Триумфальный марш из оперы «Аида»
Триумфальный марш — это только маленькая часть из сцены парада египетского войска, разгромившего эфиопов. Тут Верди нашёл совершенную формулу для выражения триумфа: чёткий ритм шага и элементарная мелодия в ослепительном тембре труб. Под неё до сих пор по оперным сценам идут если не слоны с верблюдами (дело происходит в Египте), то пара живых лошадей, как минимум.
И ещё этот воодушевляющий хит пригодился футбольным болельщикам.
Постановка Метрополитен-опера, 2012 год.
5. Хор пленённых евреев из оперы «Набукко»
Этот хор запела вся Италия буквально с первых представлений «Набукко». Но причины этого успеха имеют к музыке столько же отношения, сколько и к политике: итальянцы услышали в этом хоре обречённых на казнь людей мечту о свободной и счастливой Родине, и это было для Италии того времени очень актуально: все хотели избавиться от власти Австрии.
До сих пор этот хор — второй национальный гимн Италии.
Ещё о Верди: «Что нужно знать о Верди?», «О чем «Риголетто?», «О чём «Травиата?» и о романе Верди с Джузеппиной Стреппони.