1. “Кошачий дуэт” якобы Россини

Этот популярный комический дуэт на текст “мяу-мяу”, который раньше часто исполнялся в концертах, приписывается Россини. Его перепели многие вполне достойные люди, включая Монсеррат Кабалье, Кири Те Канава, Натали Дессей и Елену Образцову.

Здесь мужской вариант: баритон Паоло Бордонья и контратенор Робер Экспер

Вообще-то, этот дуэт хорош исключительно после того, как публику долго-долго мучили какими-нибудь сценами Эльзы и Ортруды, дуэтами дона Карлоса и Родриго и “Песнями и плясками смерти” Мусоргского. На другом фоне становится ясно, что это довольно банальный юмор. И кстати, тот, кто кошек до этого не особенно любил, утвердится в этом чувстве)

Конечно, Россини не мог написать этот дуэт. Он всё-таки был человеком с тонким чувством прекрасного. На самом деле это микс из “Кошачьей каватины” датского композитора Кристофа Вейсе и музыки из оперы “Отелло” Россини, который сделал кто-то третий, (сейчас считается, что англичанин Роберт Лукас Пирсалл)и издал ещё при жизни Россини.Что этот Пирсалл сам себе думал по поводу авторских прав, и знал ли Россини о том, что дуэт Яго и Отелло из его оперы поётся на “мяу-мяу”- остаётся загадкой.

2. “Собачий вальс” якобы Шопена

Несколько лет назад в интернете появилась утка о том, что Собачий вальс написал Шопен. Почему-то всем это так понравилось, что эта информационная чепуха быстро пустила побеги во все стороны.

А пошёл этот звон от того, что один из прекрасных вальсов Шопена (ре-бемоль мажорный, его ещё называют “Минутка”) якобы был вдохновлён собачкой Жорж Санд, которая имела привычку гоняться за собственным хвостом. Это тоже такое большое ЯКОБЫ, но хотя бы чуть-чуть похоже на правду.

“Собачий вальс” – это абсолютно немецкий толстый юмор. К тому же, это вовсе не вальс, потому что он написан – чтоб было понятно – на “раз-два”, а не на “раз-два-три”, как положено всем вальсам на свете.

3. “Спи, моя радость, усни” якобы Моцарта

Эта милая колыбельная песенка не принадлежит перу Моцарта, хотя она даже вписана в каталог его произведений под номером 350. Но каталог был составлен 150 лет назад, за это время учёные из Фонда Моцартеума (это исследовательский центр на родине Моцарта в Зальцбурге) выяснили, что Моцарт не писал этой колыбельной (это же утверждала и его жена Констанция).

Долгое время её приписывали Бернарду Флису (современнику Моцарта). Но по самым последним данным её написал спустя несколько лет после смерти Моцарта немецкий композитор Фридрих Флейшман.

Это как-то не очень радует. Убаюкивать ребёнка Моцартом было как-то приятнее, чем Флисом или Флейшманом)

Вот эта мелодия, кто не знает:

4. “Адажио” якобы Альбинони

Это уже такая идиома – “адажио Альбинони”. Но на самом деле эту заигранную и запетую до невозможности музыку написал итальянский музыковед Ремо Джадзотто в 20 веке. Эта почти детективная история намеренной мистификации была в другой культшпаргалке.

Может, кто-то забыл, что за “Адажио”:

5. “Аве Мария” якобы Каччини

Джулио Каччини тоже не имеет отношения к этой музыке. Её автор – ленинградский гитарист Владимир Вавилов. С какой целью сочинил эту имитацию в стиле музыки барокко – читайте в этой культшпаргалке.

Итальянский тенор Андреа Бочелли

Самое удивительное во всём этом то, насколько велика сила инерции.

Всё вышеизложенное известно уже давным-давно. Но не только в интернете, но и в концертах, на дисках, в нотах по-прежнему указывается Россини как автор “Кошачьего дуэта”, которого он не писал, Альбинони – как автор “Адажио,” ну, и так далее по списку.

6. Вальс “Мечты Гертруды” якобы Бетховена

В истории бывали случаи, когда издатели, желая сделать пиар своей продукции, называли именем популярного композитора музыку, ему не принадежащую.

Так поступил лейпцигский издатель Фриц Шуберт в 1852 году. И хотя Бетховен практически не писал вальсов и никогда не давал своим произведениям настолько сентиментальных названий, план издателя увенчался успехом: вальс стал очень популярен и вошёл в педагогический репертуар. До сих пор его играют в младших классах музыкальных школ как пьесу Бетховена.

7. “Пчёлка” якобы Франца Шуберта

Эта пьеска для флейты хорошо знакома тем, кто учился на флейте (или преподавал игру на этом инструменте). Её действительно написал Шуберт, но не тот, которого все знают, автор “Серенады” и “Лесного царя”. Тут произошла довольно забавная путаница между однофамильцами. Подробнее здесь 👇

Однофамильцы в классической музыке, которых часто путают

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here