о чайковском

Самое интересные штрихи к личностям великих музыкантов обычно находятся вне рамок их официальных биографий. Эти маленькие детали и малоизвестные факты могут серьёзно скорректировать наши представления о композиторе.

Вот, например, пять малоизвестных фактов из жизни Петра Ильича Чайковского, в которых великий композитор предстаёт в несколько непривычном ракурсе.

Итак, возможно, вы не знали, что Пётр Ильич Чайковский…

Танцевал в балете

И не один, а в паре с Камилем Сен-Сансом.

В 1875 году в Москву приехал с концертами французский композитор Сен-Санс. Он оказался симпатичным, обаятельным и очень живым человеком. Оказалось, что у них с Чайковским много общих интересов, например, балет. И тот, и другой в юности были завсегдатаями балетных спектаклей.

П.И.Чайковский и К.Сен-Санс
П.И.Чайковский и К.Сен-Санс

Однажды вечером они на троих с Николаем Рубинштейном устроили хореографическую импровизацию на тему «Пигмалион и Галатея». Дело было на сцене концертного зала Московской консерватории.

Партию Пигмалиона танцевал 35-летний профессор теории музыки Чайковский, Галатею изображал 40-летний Сен-Санс, а его ровесник — директор консерватории Николай Рубинштейн импровизировал за роялем музыкальное сопровождение, изображая театральный оркестр.

Публики, правда, при этом не было. Эту историю рассказал в своей книге «Жизнь Чайковского» брат композитора Модест.

Учил профессора Римского-Корсакова полифонии

Чайковский был первым знаменитым русским композитором, имевшим диплом профессионального музыканта. Он закончил полный курс Петербургской консерватории, включая все музыкальные науки, в том числе курс полифонии. В 1866 он переехал в Москву и вёл в только что открывшейся консерватории теоретические дисциплины.

⭐Интервью Чайковского: о себе, Брамсе и “могучей кучке”

В отличие от него Николай Андреевич Римский-Корсаков — уже получивший к началу 70-х годов большую известность в Петербурге, не имел никакого систематического образования, и всё осваивал методом проб и ошибок в процессе сочинения. Он не знал даже самых элементарных вещей, например, названия интервалов и аккордов.

Профессором Петербургской консерватории Римский-Корсаков стал в 27 лет,  Чайковский занял  тот же пост в Московской консерватории в 26.

Профессором Петербургской консерватории Римский-Корсаков стал в 27 лет, Чайковский занял тот же пост в Московской консерватории в 26.

Когда дирекция Петербургской консерватории пригласила его на должность профессора сочинения и инструментовки (это было в 1871 году), он согласился, но на первых же уроках понял, что его студенты теоретически подкованы гораздо лучше, чем он.

«Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал, а к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился».

В первые же летние каникулы он попросил у Чайковского дать ему уроки полифонии, и как студент-заочник посылал тому свои контрапунктические упражнения и фуги из Петербурга в Москву. Тот исправлял ошибки, тактично давал рекомендации, обязательно хвалил и отправлял задания обратно. Эти курсы повышения квалификации очень помогли 27-летнему Римскому-Корсакову, и впоследствии он даже превзошёл в этом деле своего наставника.

Играл в оркестре на кастаньетах

Чайковский всегда с большой симпатией относился к личности и музыке Римского-Корсакова. Когда в 1888 году тот приехал в Москву, чтобы лично продирижировать в концерте своим Испанским каприччио, Чайковский оказал коллеге всяческую поддержку. Он даже вызвался заменить в оркестре внезапно заболевшего ударника и самоотверженно взял на себя партию кастаньет (в последней части Каприччио).

Правда в момент вступления он замешкался, сбился, сконфузился и в результате провалил свою партию, за что потом просил прощения у Римского-Корсакова.

⭐“Пиковая дама” Чайковского: музыка гениальная, “либретто омерзительное”

Был уверен в том, что он лучший композитор в мире

Скромность и самоедство Чайковского, который постоянно ругал свою музыку и сомневался в собственной одарённости, стало уже общим местом. Известно, что он называл «дрянью» и свою Пятую симфонию, и «Лебединое озеро». Сомневался в «Щелкунчике», а увертюру «1812 год» считал одноразовой вещью.

Но мало кто знает, что несмотря на эти выпады против себя самого он был абсолютно уверен в своей гениальности и считал себя первым композитором современности.

Это было примерно то же, что сказали о себе в разное время Гораций, Державин и Пушкин на тему «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Только не в стихах, а в прозе, а ещё точнее — в письме к Н.Ф. фон Мекк:

«Между всеми живущими музыкантами нет ни одного, перед которым я добровольно могу склонить голову…. Моя вера в справедливый суд будущего непоколебима. Я заранее, при жизни, вкушаю уже наслаждение тою долею славы, которую уделит мне история русского искусства».

Интересно, что эти слова были им написаны задолго до того, как он создал свои главные шедевры — Пятую и Шестую симфонии, «Спящую красавицу», «Щелкунчик» и «Пиковую даму». Даже чемпион эгоцентризма Вагнер не говорил о себе вслух такого. Правда, думал он наверняка точно так же.

⭐Почему в Америке так любят Чайковского?

Хотел усыновить ребёнка

Имя этого мальчика Жорж, Георгий. Судьба его сложилась таким образом, что он оказался не нужен ни своей матери, ни отцу.

С самого момента его рождения Чайковский взял на себя ответственность за его судьбу и готовился к его усыновлению.

История эта требует отдельного развёрнутого рассказа. Её можно прочитать в продолжении 👇

⭐Кого хотел усыновить Чайковский и почему так и не усыновил

Поделиться: