1. Йозеф Гайдн. Симфония №101 «Часы», 2 часть.
Было время, когда все часы тикали. И не только тикали, но и производили каждые пятнадцать минут какие-нибудь звуки: мелодично звонили или пугали внезапно выскакивающей из окошечка кукушкой. А ещё раньше напольные, настенные или настольные часы были снабжены сложными механизмами, игравшими целые музыкальные произведения.
Для таких часов писали музыку классики. У Гайдна, например, есть целая коллекция забавных пьесок, которые он написал по заказу своего приятеля. Мотив одной из них он позже использовал в своей Симфонии №101.
Во второй части фагот начинает мерный отсчёт времени. Эти его «тик-так» и дали называние всей симфонии.
Время в этой музыке — это бытовая категория, переведённая на язык простых понятий тиканьем часов. Оно течёт ровно так, как нужно добродетельному человеку, который делает то, что должно, никуда не опаздывает и с толком проживает каждую минуту своей жизни.
Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Джованни Антонини (фрагмент второй части)
2. Георгий Свиридов. «Время, вперед!»
Эту музыку Свиридов написал к одноимённому фильму Михаила Швейцера о строительстве металлургического завода. Позже он включил её в симфоническую сюиту.
Здесь совсем другое ощущение времени.
Настоящее несётся вскачь, не переводя духа и не оглядываясь по сторонам, к грандиозному будущему. «Догоним и перегоним!», «Пятилетку в четыре года!» Тот, кто не выдержит темпа, тому нет места в будущем.
3. Сергей Сергеевич Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка».
В сутках 24 часа. Но среди них бывает один единственный «час Х», который всё меняет в жизни, и время катится к нему как в пропасть.
Стрелка часов близится к полуночи. Золушка должна успеть убежать с бала. Вот-вот её бальное платье превратится в тряпки, карета в тыкву, и её упоительное счастье в одну секунду будет обращено в прах.
Прокофьев разыгрывает здесь настоящую звуковую фантасмагорию. Никогда так страшно (с воем и хрипом) часы не били двенадцать раз.
4. Людвиг ван Бетховен. Лунная соната, 1 часть
Лунная соната не про луну, конечно, а про момент, когда человек выпадает из течения жизни в омут тяжёлых мыслей. В такие моменты время движется не линейно, оно начинает мучительно вращаться внутри круга, очерченного бедой.
5. Чарльз Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа»
Классик американской музыки Чарльз Айвз в этой гениальной пьесе дал философское выражение времени как вечности.
Нет течения времени из точки «сегодня» к точке «завтра», есть бесконечная лента жизни, в которую ненадолго попадает человек со своими страстями и вечными вопросами. Но на них нет ответа.
Струнные инструменты, труба и четыре флейты во время исполнения располагаются в разных точках зала.
Леонард Бернстайн и Нью-Йоркский филармонический оркестр