С.Дали. Мягкие часы.

1. Йозеф Гайдн. Симфония №101 “Часы”, 2 часть.

Было время, когда все часы тикали. И не только тикали, но и производили каждые пятнадцать минут какие-нибудь звуки: мелодично звонили или пугали внезапно выскакивающей из окошечка кукушкой. А ещё раньше напольные, настенные или настольные часы были снабжены сложными механизмами, игравшими целые музыкальные произведения.

Для таких часов писали музыку классики. У Гайдна, например, есть целая коллекция забавных пьесок, которые он написал по заказу своего приятеля. Мотив одной из них он позже использовал в своей Симфонии №101.

Во второй части фагот начинает мерный отсчёт времени. Эти его “тик-так” и дали называние всей симфонии.

Время в этой музыке – это бытовая категория, переведённая на язык простых понятий тиканьем часов. Оно течёт ровно так, как нужно добродетельному человеку, который делает то, что должно, никуда не опаздывает и с толком проживает каждую минуту своей жизни.

Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Джованни Антонини (фрагмент второй части)

2. Георгий Свиридов. “Время, вперед!”

Эту музыку Свиридов написал к одноимённому фильму Михаила Швейцера о строительстве металлургического завода. Позже он включил её в симфоническую сюиту.

Здесь совсем другое ощущение времени.

Настоящее несётся вскачь, не переводя духа и не оглядываясь по сторонам, к грандиозному будущему. “Догоним и перегоним!”, “Пятилетку в четыре года!” Тот, кто не выдержит темпа, тому нет места в будущем.

3. Сергей Сергеевич Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка”.

В сутках 24 часа. Но среди них бывает один единственный “час Х”, который всё меняет в жизни, и время катится к нему как в пропасть.

Стрелка часов близится к полуночи. Золушка должна успеть убежать с бала. Вот-вот её бальное платье превратится в тряпки, карета в тыкву, и её упоительное счастье в одну секунду будет обращено в прах.

Прокофьев разыгрывает здесь настоящую звуковую фантасмагорию. Никогда так страшно (с воем и хрипом) часы не били двенадцать раз.

4. Людвиг ван Бетховен. Лунная соната, 1 часть

Лунная соната не про луну, конечно, а про момент, когда человек выпадает из течения жизни в омут тяжёлых мыслей. В такие моменты время движется не линейно, оно начинает мучительно вращаться внутри круга, очерченного бедой.

5. Чарльз Айвз. “Вопрос, оставшийся без ответа”

Классик американской музыки Чарльз Айвз в этой гениальной пьесе дал философское выражение времени как вечности.

Нет течения времени из точки “сегодня” к точке “завтра”, есть бесконечная лента жизни, в которую ненадолго попадает человек со своими страстями и вечными вопросами. Но на них нет ответа.

Струнные инструменты, труба и четыре флейты во время исполнения располагаются в разных точках зала.

Леонард Бернстайн и Нью-Йоркский филармонический оркестр

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here