1. Вальс цветов из балета Чайковского «Щелкунчик»
Трудно понять, почему Чайковский недолюбливал этот свой балет. Впрочем, он и «Лебединое озеро» называл «дрянью». Гении — загадочные люди.
Вальс цветов — это вальс счастья — он звучит во время свадебного торжества Маши и Принца. На премьере его танцевали 8 солисток и 48 танцовщицков и танцовщиц кордебалета, одетых в розовые платья. Поэтому вальс ещё называют «розовым».
Здесь Чайковский придумал очень нарядную оркестровку: волшебное вступление арф и затем валторны в красивой, волнами льющейся теме. Мультик Диснея «Фантазия» сделал этот вальс популярным во всем мире.
Нью-Йорк-сити балет, солистка — Кира Николс.
2. Вальс из балета Чайковского «Спящая красавица»
В «Спящей красавице» несколько популярных вальсов, но этот — из первого действия — самый известный. Он пышный, светлый и праздничный, ведь принцессе Авроре исполнилось 20 лет. Она ещё не уколола веретеном палец и не заснула на 100 лет.
3. Вальс из балета Чайковского «Лебединое озеро»
Этот вальс из первого акта звучит с королевским величием, потому что дело происходит как раз в королевском замке на торжестве по случаю дня рождения Принца.
Постановка театра Ковент Гарден. (Вальс начинается с отметки 0.40)
4. Вальс из балета «Коппелия» Делиба
Балет «Коппелия» написан в довольно редком для классики комическом жанре. В нём простая и забавная интрига, мелодичная музыка и симпатичные персонажи. Поэтому «Коппелию» очень любит публика всех возрастов уже 150 лет.
Весёлая Сванильда пытается добиться хоть-какой-то реакции от красавицы Коппелии, сидящей на балконе, но всё напрасно. Сванильда не подозревает, что Коппелия — это механическая кукла.
Вариации Сванильды написаны в жанре простого и очаровательного вальса, такого же, как и она сама.
Наталья Осипова — харизматичная прима лондонского Королевского балета.
5. Вальс из балета Прокофьева «Золушка»
Это самый вдохновенный балет Прокофьева. В нём много лирики, юмора и совершенно нет помпезности, характерной для балетных сказок.
Золушка уже готова ехать на бал, остался последний штрих морального свойства: ей надо избавиться от скованности и неуверенности бедной девочки-замарашки. Четыре времени года в разноцветных костюмах и странная, но добрая Фея в калошах и советских трениках (в постановке Алексея Ратманского) помогают ей почувствовать себя прекрасной принцессой.
Шедевральная мелодия этого вальса, кажется, затягивает какой-то волшебной силой в вихрь танца.
Совершенно неотразимая Золушка в исполнении Дианы Вишневой.
Ещё на эту тему:
⭐Первый вальс Наташи Ростовой: мог ли он быть на самом деле?
🔴Первый вальс Наташи Ростовой: мог ли он быть на самом деле?
23.07.21 05:05 (23.07.21 19:04)1 022529 (51.76%)4 мин 43 сек
Как нет Ленского без дуэли, Раскольникова без топора и Анны Карениной без паровоза, так нет и Наташи Ростовой без её первого вальса с Андреем Болконским.
«– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, … подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса.
То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. …
Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия».
Лучшей завязки любовной линии Наташи и князя Андрея просто невозможно придумать. Предновогодняя ночь, первый бал, кружение вальса, мелькающие в быстрых поворотах Наташины атласные туфельки, глаза в глаза, его рука на её талии… И знакомый с детства фильм с Людмилой Савельевой и Вячеславом Тихоновым. А также чудесный оперный вальс Прокофьева:https://www.youtube.com/embed/_hCi63joIXc?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru
Просто преступно разрушать этот прекрасный мираж и прояснять, а могло ли это быть на самом деле в 1809 году (так в романе). В конце концов, это не так уж важно, Лев Николаевич Толстой имел полное право на художественный вымысел и на некоторое отступление от исторической правды.
Тем не менее, приходится признать, что он действительно отступил. Вероятность того, что Наташа и Андрей могли танцевать свой вальс на этом балу практически равна нулю.
И вот почему.
Умела ли Наташа танцевать вальс
Конечно, Наташа умела танцевать вальс. В этом нет никаких сомнений. В эпоху наполеоновских войн (до начала Отечественной войны 1812 года) вальс был уже довольно популярен. Его активно танцевали на общественных и частных балах в России и в Европе и описывали во всех руководствах по обучению танцам.
Правда, социальный статус вальса был гораздо ниже, чем у традиционных бальных танцев (менуэта, полонеза, экосеза, котильона). Он казался простоватым и вульгарным, потому что ещё недалеко ушёл от своих сельских предков — австрийских лендлеров.
В фильме «Звуки музыки» герои танцуют такой лендлер — раннюю форму вальса:https://www.youtube.com/embed/qUfWRBGQkz0?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru
Кроме того, к вальсу было много претензий со стороны ревнителей моральных ценностей — неприличный, слишком тесный тактильный контакт дамы и кавалера. Считалось также, что это вредно для женского здоровья и травмоопасно: где вращение — там и головокружение, а где головокружение — там падения. Такие бальные «происшествия» описывались в газетах неоднократно.
Правда, не стоит преувеличивать эти «тесные контакты» и «опасные вращения». Они были тесными по сравнению с церемонным менуэтом, но совсем не тесными по сравнению с более поздним, например, венским, вальсом. То же касается и вращений.
Танцевали его не совсем так, как мы сейчас это себе представляем.
В вальсе начала 19 века была более сдержанная амплитуда движений и медленнее темп. Он включал в себя много разных фигур. Кружение — только одна из них. Так что, Наташа в 1809 году танцевала бы свой вальс не совсем так, как описано у Толстого, и не так, как в советском фильме 1964 года, и уж точно совсем иначе, чем во всех западных экранизациях «Войны и мира».
Как танцевали вальс в то время
Вот как выглядел вальс на рисунках «с натуры» начала 19 века, примерно во времена действия «Войны и мира». Поскольку этот танец пробивал себе дорогу под возмущённый ропот хранителей традиций, он многократно был осмеян в карикатурах, особенно злобных и даже непристойных в Англии. Там долго боролись с этой модой, завезённой, кстати, из России.
Обратите внимание, что привычная нам позиция «объятий вальса» была не единственной и даже не главной. Много движений из позиции «бок о бок».
листайте ▶
1806 год
Согласитесь, что это совсем не то, что описывает Толстой в своём романе (речь о первом туре вальса Элен Безуховой):
«Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы».
Да и музыка вальсов той поры очень сильно отличалась от классических, всем известных образцов. «Отцы» венского вальса Йозеф Ланнер, Иоганн Штраус-отец и, тем более, его сын Иоганн II тогда ещё даже не начали свою карьеру.
Почему Наташа не могла танцевать вальс на своём первом балу
Она не могла его танцевать именно на этом — великосветском — балу по той простой причине, что он был запрещён на балах такого статуса в это время.
Русский император Павел I был одним из противников вальса. В конце 18 века он запретил танцевать этот танец на придворных балах.
Правда, когда в его жизнь вошла новая фаворитка — Анна Лопухина, исключительно ради её прихоти он отменил свой запрет (эта история описана в мемуарах фрейлины русского двора Варвара Николаевна Головиной).
Павел I и Анна Лопухина
Вскоре после этого Павел был убит, и вальс снова выпал из бального регламента — вдовствующая императрица Мария Фёдоровна тоже не любила этот танец.
Её сын Александр I не мог игнорировать волю матери. Поэтому вальс был неофициально исключён из великосветского бального регламента вплоть до смерти Марии Фёдоровны в 1828 году. Хотя на балах более низкого ранга его танцевали вовсю.
Мария Фёдоровна и Александр I
Так что, крайне сомнительно, что именно на великосветском балу («у екатерининского вельможи») в 1809 году, где, как пишет Толстой, присутствовал сам Государь, «дипломатический корпус» и «знатнейшие вельможи того времени», вальс вообще фигурировал и, тем более, следовал сразу после полонеза, как это описано у Толстого. Такая структура бала сложилась позже, уже в пушкинские времена.
Скорее всего, князь Андрей пригласил бы Наташу на экосез. Правда, это было бы уже совсем другое дело.
Кстати, именно вальс вдохновил Толстого на единственный опыт музыкальной композиции. Он собственноручно сочинил вот этот простенький фортепианный вальсик:https://www.youtube.com/embed/g0i_ZtgPRvw?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru
Ещё почитать и послушать о вальсах на Культшпаргалке:
⭐Девять популярнейших оперных арий в ритме вальса
⭐Шесть прекрасных оперных вальсов
⭐Пять лучших вальсов из советских фильмов
⭐Восемь классических вальсов, которых нельзя не знать
Вальс цветов из балета Чайковского “Щелкунчик” и Вальс из балета Чайковского “Спящая красавица” — я их постянно путаю ))
В «Лебедином озере» еще «Вальс лебедей» красивый (танцуют не маленькие лебеди, а повзрослее) и «Вальс невест» в 3 действии, когда Зигфрид должен выбрать невесту.