Если и есть где-то идеал девушки, то это в операх. Иначе в кого бы насмерть влюблялись тенора, а также баритоны?
Но главное, чтобы своих героинь любили авторы опер. Это всегда гарантия того, что мы их полюбим тоже, потому что любовь лучше всего передаётся через музыку.
1. Снегурочка
из одноимённой оперы Римского-Корсакова
Снегурочка — самое любимое и вдохновенное создание Римского-Корсакова. Все западные Джильды, Виолетты и Эльзы с Леонорами меркнут переднеотразимой прелестью этой робкой девочки пятнадцати лет.
«Младенчески чиста её душа» ©, пронзительна её хрупкая красота. Неудивительно, что «светлые Снегурочкины глазки» © наповал сражают бывалого славянского мачо Мизгиря.
Но горячая человеческая любовь для Снегурочки несовместима с жизнью. Раствориться без остатка в любимом, растаять от блаженства, умереть от любви — это в её случае не метафора, а реальность.
Для тех, кто не в курсе сюжета:
Снегурочка страдает то того, что не может любить. Мать-Весна, сжалившись над ней, дарит ей свой волшебный венок из весенних цветов. Мир расцветает вокруг неё, теперь она может любить Мизгиря.
Но одновременно она становится беззащитной перед лучами Ярилы-Солнца. В момент своего венчания с любимым она тает на глазах у изумлённых берендеев (жителей Берендеева царства).
Здесь последняя ария бедной Снегурочки в исполнении Анны Нетребко.
2. Любаша
из оперы «Царская невеста» Римского -Корсакова
Любаша — полная противоположность Снегурочке. Сила и размах её страстной натуры вызывают уважение и даже лёгкий трепет.
Чтобы было ясно, о чём речь:
Полгода тому назад лихой опричник Григорий Грязной насильно увёз красавицу Любашу из родительского дома и сделал её своей наложницей. Но Любаше по нраву стихийная натура Григория, она полюбила его горячо и безоглядно.
Теперь ей горько наблюдать, как Григорий томится от любви к другой — юной и невинной Марфе Собакиной. Как пережить гордой Любаше, что весь итог её любви — короткая фраза, небрежно сказанная про неё Григорием: «Она мне надоела».
Чтобы поразить обидчика в самое сердце, она изводит ядом ни в чём не повинную Марфу.
Эту маленькую арию Любаша поёт в тот момент, когда она впервые видит свою соперницу.
Тамара Синявская.
3. Татьяна
из «Евгения Онегина» Чайковского.
Чайковский был так горячо увлечён Татьяной, что главный герой — Онегин — у него в опере остался где-то на втором плане и вообще, по сравнению с Таней выглядит довольно бледно.
Для неё он написал самую вдохновенную музыку, потому что чувствовал Татьяну как самого себя. За эту музыку Чайковскому простили даже довольно сильные искажения пушкинского текста, которые пришлось сделать, чтобы уложить роман в формат оперы.
Сцена письма стала главным экзаменом для Чайковского на верность пушкинскому духу, и он сдал его на «пять». Его Татьяна — именно такая, какой мы её знаем со школьных уроков литературы. Нет, не такая. Намного лучше!
Здесь сцену письма замечательно поёт Зарина Абаева — звезда Пермского оперного театра — с великолепным оркестром Теодора Курентзиса «MusicAeterna».
Кстати, его оперная Татьяна отчасти стала причиной скоропалительной женитьбы Чайковского.
4. Иоланта
из одноимённой оперы Чайковского
Юная принцесса Иоланта слепа от рождения. Но она не знает об этом. Ужасная правда, любовь и прозрение приходят к ней почти одновременно.
В отличие от Снегурочки, Любаши и Татьяны Иоланта — вненациональный персонаж. Кроткая, нежная и отважная натура, существо не от мира сего, вызывающая ассоциации с андерсенсовской Русалочкой.
Здесь можно послушать известное ариозо Иоланты в исполнении Тамары Милашкиной.
5. Людмила
из оперы «Руслан и Людмила» Глинки
Милая резвушка Людмила получилась у Глинки гораздо живей, чем его идеальная Антонида в «Жизни за царя». Здесь, конечно, заслуга Пушкина, который явно был влюблён в свою героиню.
Глинка тоже симпатизировал ей, иначе он не написал бы для неё такие длинные и головоломно сложные арии (точнее, каватину и арию).
Здесь — Каватина из сцены свадебного пира в исполнении Анны Нетребко — самой прекрасной Людмилы из всех Людмил.