Никто не загубил столько человеческих душ, как авторы оперных либретто. Причём их кровожадность росла со временем.
Если в опере 17-18 веков был принят хэппи-энд (за него отвечали боги, которые спускались с небес и всё решали) , то в 19 веке начался массовый мор оперных героев. Публика требовала страстей: восторгов, слёз и переворачивающих душу эмоций. В 20 веке эта добрая традиция активно продолжилась.
Как известно, в реальной жизни больше всего людей гибнут из-за войн и болезней. Но в опере не так. Здесь главная причина смерти – самоубийство. Лишить себя жизни – хороший тон в романтической опере. Способы разные.
1. Утопление
— на первом месте по популярности. Это практично (всегда найдётся какой-нибудь водоём поблизости) и эффектно.
В Днепре находит свою смерть обманутая Князем Наташа («Русалка» Даргомыжского). Правда, она потом превращается в русалку.
В озере топится Мизгирь, потерявший свою Снегурочку (в одноименной опере Римского-Корсакова).
В питерскую Зимнюю канавку бросается несчастная Лиза («Пиковая дама» Чайковского).
Прыгает в море с высокой скалы Сента, ее возлюбленный Летучий Голландец тоже находит свою долгожданную смерть в морской пучине («Летучий Голландец» Вагнера).
Катерина Измайлова избирает тот же выход: она бросается за борт баржи в мутные воды осенней Волги, прихватив с собой соперницу – Сонетку («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича).
2. Смерть от клинка.
Это, конечно, незатейливо, но зато очень романтично. У героев есть возможность покорчиться в муках на сцене под рыдания публики.
Закалывается Герман в игорном доме («Пиковая дама» Чайковского).
Делает себе харакири самурайским мечом Чио-Чио-Сан («Мадам Баттерфляй» Пуччини), примерно так же поступает Лиу в «Турандот».
Вонзают себе нож в сердце Отелло (одноименная опера Верди) и Джульетта («Ромео и Джульетта» Гуно).
3. Самосожжение.
Это труднее устроить на сцене, зато смотрится как зрелищно!
Шагает в огонь верховная жрица Норма со своим возлюбленным («Норма» Беллини)
Поджигают себя раскольники вместе со всеми главными героями («Хованщина» Мусоргского).
Смело скачет в погребальный огонь валькирия Брунгильда в вагнеровской опере «Гибель богов».
4. Смерть от несчастной любви.
Это чисто оперный диагноз, в жизни не встречается. Характерен только для женщин.
Типичные клинические проявления – медленное угасание без видимой причины или то, что называется «падает бездыханная». Вызывается тяжелым душевным состоянием, не совместимым с жизнью.
Такой диагноз можно поставить Мелизанде («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси) и сразу нескольким героям и героиням Вагнера: Изольде («Тристан и Изольда»), Тангейзеру («Тангейзер»), Эльзе («Лоэнгрин»), Елизавете («Тангейзер») и Зиглинде («Валькирия»).
5. Разное.
Ну, и по мелочи.
Тоска (героиня одноименной оперы Пуччини) бросается с крыши замка.
Ромео в опере Гуно выпивает яд.
Единственная героиня монооперы «Человеческий голос» Пуленка принимает смертельную дозу снотворного.
Аида добровольно погибает в склепе вместе с любимым.
Но самое героическое самоубийство – смерть Джильды из «Риголетто» Верди. Она подставляется под нож наемного убийцы, чтобы спасти своего ветреного возлюбленного — герцога Мантуанского. Она умирает как раз в тот момент, когда он задорно поет свой хит «Сердце красавиц склонно к измене».