Чтобы твое имя осталось в веках, не обязательно писать девять симфоний, как Бетховен, или пятнадцать опер, как Римский-Корсаков. Самое живучее, легко распространяемое в пространстве и любимое народом – это, как раз, пустяки типа “Турецкого марша” Моцарта, бетховенской багатели “К Элизе” или “Полёта шмеля” Римского-Корсакова.

Это маленькая оркестровая пьеска внутри оперы “Сказка о царе Салтане” по Пушкину.

Князь Гвидон , с самого детства живущий в изгнании, превращается последовательно в комара, муху и шмеля и трижды летает на родину, чтобы посмотреть на своего отца – славного Салтана. На месте он мстит, как может, участникам заговора – двум своим теткам и бабушке. Вот как раз родную бабку Бабариху он и жалит больно в нос в образе шмеля за её зловредность.

Быстрая жужжащая мелодия этой пьесы в оркестре передаётся от инструмента к инструменту, и общими силами шмель долетает до финального аккорда. Но потом кому-то пришло в голову сыграть этот номер в одиночку, да ещё и увеличить скорость полёта. Так была запущена шмелиная Формула-1. И с тех пор книга рекордов Гиннеса только успевает записывать рекорды. Особенно (просто насмерть!) бьются гитаристы.

На чём только этот “Полёт” не играют! На всех инструментах, которые только могут придти в голову, кроме арфы, пожалуй. Да и то, не факт.

Фортепианные шмели известны в двух транскрипциях: Рахманинова и венгерского виртуоза Дьердя Циффры. У Рахманинова шмель легкий и проворный:

У Циффры он похож на тяжелый бомбардировщик: там головоломная октавная техника, с которой шутя справляется Юджа Ванг (она уже экспонировалась с этим цирковым номером в этой культшпаргалке).

А это задорный шмель с приплясом в стиле буги вуги в исполнении когда-то страшно популярного американского пианиста и шоумена Либераче.

Эта смелая девчушка Соня Тюрина играет шмеля на саксофоне. И при этом ни разу не берёт дыхание. Это такая хитрая техника.

И два народно-самодельных варианта.

Здесь фокус в том, что каждая из трубок издаёт только один звук, и каждому из этих ребят нужно успеть вставить свой звук строго в нужный момент. Можно смотреть с отметки 1.03

А здесь играет роль предварительная подготовка(нужно было собрать 101 бутылку и и настроить их с помощью воды) и скорость перемещения во время исполнения.

Ни одна другая музыка не разбудила в музыкальных массах столько творческой изобретательности и энергии! Знал бы Римский-Корсаков..

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here