Начало — здесь 👉Зачем женщине дирижёрская палочка?
Женское дирижирование сегодня — это актуальная и модная тема, практически тренд. Примеров можно приводить множество. Вероятно, не осталось ни одного оркестра, который хоть раз не сыграл бы под управлением «маэстры». Многие из них успешно руководят музыкальными фестивалями, оперными театрами и большими оркестрами.
Но скажем сразу — женская дирижёрская сборная не входит в высшую лигу. Первую десятку дирижёрского топа сегодня занимают мужчины.
А в женском топе верхние строчки занимают эти пять имён. Здесь только те, кто ярко проявил себя на посту главного дирижёра больших симфонических оркестров.
Марин Олсоп (США)
Ученица Леонарда Бернстайна Марин Олсоп — это практически «американская Вероника Дударова»: в США она стала первым дирижёром-женщиной, возглавившей крупный симфонический оркестр — Балтиморский. Пост, который как раз перед этим покинул Юрий Темирканов.
Оркестр встретил её назначение протестами — Марин Олсоп была уже известна музыкантам по нескольким совместным выступлениям. Но она проявила редкую выдержку и способность вести переговоры. В конце концов каким-то образом конфликт был улажен, она заняла эту должность и оставалась на ней 13 лет.
Пресса хвалила её за энергичное управление, умение привлекать спонсоров, за продуманную концертную политику, организацию смежных творческих проектов, способности промоутера. Благодаря ей оркестр поднялся из финансовой ямы, а в концертный зал пришла новая публика.
Марин Олсоп сейчас 64 года. Она постоянно на переднем плане мирового концертного процесса, много выступает в качестве приглашённого дирижёра с разными симфоническими и оперными оркестрами мира, преподаёт, записывается, номинируется и награждается разными международными наградами.
О музыкальной стороне её деятельности критика высказывается вежливо, но довольно сдержанно.
В прошлом году она покинула Балтиморский симфонический и возглавила оркестр Венского радио.
Мирга Гражините-Тила (Литва)
Об этой молодой литовской «маэстре» очень много говорят и пишут в последнее время. Её картера стремительно идёт вверх.
Всего за несколько лет она успела переучиться из хормейстера в симфонические дирижёры, попутно победить в нескольких конкурсах, поработать в разных оперных театрах Европы и блеснуть на самом престижном европейском фестивале в Зальцбурге с «Дон Жуаном» Моцарта.
Параллельно Мирга набирала опыт работы в большом симфоническом оркестре: пару лет она была помощником дирижёра Лос-Анджелесского филармонического.
Её старт был очень успешным. И в Европе, и в США критика писала о ней с большой симпатией.
В итоге в 29 лет — в юном по меркам дирижёрской профессии возрасте — она получила контракт на пост главного дирижёра одного из лучших оркестров Великобритании — Бирмингемского симфонического. Два пробных выступления с этим оркестром склонили на её сторону и музыкантов, и публику. В итоге за утверждение её кандидатуры проголосовало 100% состава оркестра.
Заметим, оркестрантам было, с кем её сравнивать: на этом посту ей предшествовали две мировые знаменитости: сэр Саймон Рэттл и Андрис Нельсон.
Уже через год знаменитый звукозаписывающий лейбл Deutsche Grammophon (он делает ставки только на звёзд)предложил ей контракт, выпустил два успешных диска и снял о ней 👉фильм.
Дирижёрская техника Мирги и экспрессивная манера поведения на подиуме очень своеобразна и вызывает разную реакцию. Но оркестр у неё звучит прекрасно, все детали отточены (несмотря на то, что в этом оркестре на каждое сочинение даётся только две репетиции), интерпретации не всегда убедительные, но как минимум не шаблонные, а творческие идеи бьют фонтаном.
Каким-то невероятным образом она смогла вписать в сложный график своей карьеры материнство: за последние два концертных сезона она успела родить двоих детишек без отрыва от производства.
Недавно она объявила, что уходит с поста главы оркестра, и остаётся в нём на правах главного приглашённого дирижёра.
Симона Янг (Австралия)
Симона Янг родилась, выучилась и начала свою профессиональную деятельность в Австралии, но большую дирижёрскую карьеру сделала в Германии и Австрии (она была ассистентом Даниэля Баренбойма).
Симона Янг специализируется на «тяжёлом» репертуаре, к которому не каждый мужчина рискнёт приблизиться : Вагнер и Брукнер.
В её послужном списке несколько рекордов в номинации «первая из женщин»:
- первая из женщин-дирижёров она провела полный цикл опер Вагнера
- и записала все симфонии Брукнера;
- создала прецедент, впервые ступив на исключительно «мужской» дирижёрский подиум Венской оперы (при этом она была на девятом месяце беременности),
- а позже впервые в истории Венского филармонического оркестра провела с этим коллективом два концерта (что в этом исключительного, можно узнать здесь 👇)
⭐Как феминистки победили Венский филармонический
Симона Янг больше десяти лет возглавляла всю музыкальную жизнь Гамбурга (музыкальный директор оперного театра и главный дирижёр филармонии). А в качестве приглашённого дирижёра побывала за дирижёрским пультом лучших оперных театров мира: Ковент-Гарден, Гранд-опера и Метрополитен-оперы.
Объявлено, что следующего года она возглавит Сиднейский симфонический оркестр. Cейчас ей 59.
Сянь Чжан (Китай)
Она родилась во времена китайской культурной революции и училась играть на пианино, которое её папа соорудил своими руками из отдельных деталей и покрашенных в красный цвет досок.
Его труды не пропали даром, Сянь Чжан поступила в Пекинскую консерваторию на фортепианный факультет. Правда, из-за очень маленькой руки ей пришлось срочно переучиться в дирижёры. Ещё студенткой она успешно продирижировала двумя операми в Пекинском оперном театре, а потом уехала доучиваться в США.
В 2002 году она приняла участие в большом дирижёрском конкурсе под патронажем прославленного американского дирижёра Лорина Маазеля. Сянь Чжан стала первой из 362 участников со всего мира и произвела неизгладимое впечатление на членов жюри и публику. Лорин Маазель — взял её своим помощником в Нью-Йоркский симфонический оркестр. С этого началась её блестящая карьера.
Через несколько лет (её ребёнку как раз исполнилось два месяца) она возглавила Миланский симфонический, потом оркестр Нью-Джерси, параллельно выступая с лучшими симфоническими коллективами мира, включая Лондонский филармонический, Роттердамский, Гетеборгский и Концертгебау.
«Маэстрой» её назвать трудно. Несмотря на миниатюрность и улыбчивость, она настоящий дирижёр с мощной «мужской» манерой управления оркестром, прямо-таки электрической энергией, яркой музыкальностью и хорошей дирижёрской техникой. Никаких «женских штучек» и оглядки на то, «как я выгляжу». Только музыка.
Сянь Чжан 47 лет, и она на пике своей карьеры.
Сусанна Мелкки (Финляндия)
Очень серьёзная репутация у финской «маэстры» Сусанны Мелкки. Она начинала как виолончелистка и сделала неплохую карьеру в этом качестве. Дирижированием она занялась после тридцати лет (сейчас ей 51).
Её специализация — современная музыка, то есть самый сложный из всех возможных репертуарный сектор. И тут ей нет равных.
Кроме того, что она семь лет возглавляла парижский «Ensemble intercontemporain» (это известный ансамбль современной музыки, созданный знаменитым французским авангардистом и дирижёром Пьером Булезом), она провела много оперных и симфонических премьер сочинений современных композиторов в разных театрах мира и со многими, самыми прославленными оркестрами. Пресса всегда, без исключений, пишет о её работе в самых превосходных эпитетах.
С 2016 года она возглавила Хельсинский филармонический оркестр и параллельно стала главным приглашённым дирижёром симфонического оркестра Лос-Анжделеса. Её авторитет крепнет с каждым годом.
👉Зачем женщине дирижёрская палочка?