1. Пётр Ильич Чайковский. «Лебединое озеро», 1877 год
Когда человек произносит слово «балет», у него в голове немедленно появляется балерина в белой пачке с белой повязкой на голове. Наше «Лебединое озеро» — это безусловный символ балета .
Либретто:
Принц Зигфрид влюбляется в королеву лебедей — заколдованную принцессу Одетту. Но потом его вводит в заблуждение как две капли на неё похожая девушка Одиллия (она дочь Злого гения, и поэтому вся в чёрном), и Зигфрид делает ей предложение руки и сердца. Что и приводит к трагической развязке в конце. Все гибнут. Или остаются живы — зависит от постановки.
Это первый балет Чайковского. Сам он говорил про него так: «Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу».
Конечно, он всегда был очень самокритичным, но на этот раз и публика с критиками считали примерно так же. Ставился балет редко, сборы давал плохие и был в итоге благополучно снят с репертуара и забыт на целых двенадцать лет.
Уже после смерти Чайковского два балетмейстера — Мариус Петипа и Лев Иванов взялись заново поставить этот балет. Они нещадно его перекроили, но зато придумали всю эту красоту с лебедиными движениями и графическими линиями синхронного кордебалета.Только после этого «Лебединое озеро» стало центральным спектаклем русского балета.
Так что сам Чайковский не имел счастья видеть свой балет во всей красе. И Танец маленьких лебедей не видел, соответственно, что как-то даже трудно себе представить.
На первый взгляд этот балет выглядит незыблемым эталоном, но на самом деле за последние 100 лет в нём всё время что-то меняют. То так его танцуют, то этак.
Лет 20 назад британский хореограф Мэтью Борн тоже решил замахнуться на Петра нашего Чайковского, и замахнулся. Он поставил все три его балета, и сразу стал знаменитым. Главный его постановочный хит — «Лебединое озеро». Он выгнал оттуда всех трепетных лебедей и заменил их мускулистыми молодцами в белых панталонах, расшитых перьями.
На этом ролике можно посмотреть Танец маленьких (но громко топающих) лебедей и так называемое «белое адажио» (любовный дуэт Зигфрида и… кого? этого парня точно не Одетта зовут).
2. Петр Ильич Чайковский. «Щелкунчик», 1892 год
Либретто:
Девочка Маша спит и видит сон про то, как уродливый Щелкунчик — щипцы для расколки орехов в виде солдатика с огромными челюстями- побеждает всех врагов (армию мышей), а потом превращается в прекрасного принца, за которого она выходит замуж.
Это самый нарядный балет, который только можно себе представить. И по музыке, и по картинке. Все мировые рекорды бьют постановки Большого театра: они просто фееричны по невероятной роскоши декораций, костюмов и всяческих волшебных эффектов. Хореографию балета придумал Лев Иванов.
«Щелкунчик» ставится чаще, чем все другие балеты в мире, потому что ни одно Рождество ни в одной европейской стране, а также в США не обходится без этой постановки.
Вот очень красивый Вальс цветов ( Мариинский театр).
3. Адольф Адан. «Жизель», 1841 год
Это популярный классический французский балет с очень незатейливой музыкой, но с очень трогательным образом главной героини.
Либретто:
Молодой граф Альберт готовится к свадьбе со знатной Батильдой, но параллельно развлекается тем, что крутит роман инкогнито с крестьянской девушкой по имени Жизель. Она узнаёт о его обмане, умирает от горя и превращается в вилиссу — призрачное создание.
Вот вариация Жизели (ещё счастливой) в исполнении Наталья Осиповой.
4. Сергей Сергеевич Прокофьев. «Ромео и Джульетта». 1935 год
Либретто: все знают.
В 1935 году Прокофьев только что вернулся из эмиграции, и его «Ромео и Джульетта» стал как бы подарком Родине от блудного сына.
Но тут как раз Сталин устроил чистку музыкальных рядов, началась борьба с формализмом, и постановщики (хореограф Леонид Лавровский) побоялись попасть под горячую хозяйскую руку, тем более, что музыка в балете была довольно непростая. Поэтому на советских сценах он появился только спустя пять лет. Зато как! Это был настоящий триумф Галины Улановой.
Вариация Джульетты в исполнении Дианы Вишневой.
5. Игорь Стравинский. «Весна священная». 1913 год
Либретто:
Сюжета фактически нет. Просто — весна и ритуальные обряды по этому поводу в племени славян-язычников, которые приносят в жертву идолам самую прекрасную девушку.
Это такой странный балет, о котором все слышали, но мало кто видел. Он больше знаменит своей музыкой, которая исполняется в симфонических концертах. Но зато уж так знаменит, что в 2013 году весь мир отмечал 100-летие его первой постановки.
Считается, что этот балет проложил черту между музыкой 19 и 20 веков. То есть он практически Великая Октябрьская социалистическая революция в музыке и одновременно тяжелый рок в балете.
Премьера балета в Париже была сорвана страшным скандалом с участием полиции, так что авторы едва унесли ноги от разгневанной публики.
Несмотря на то, что балет поставил звезда «Русского балета Сергея Дягилева» Вацлав Нижинский, а декорации с костюмами придумал знаменитый художник Николай Рерих, первая постановка балета не очень прижилась. Существует множество версий, но ни одна так и не стала эталонной.
Вот попытка реконструкции хореографии Нижинского: Великая священная пляска. Избранная (жертва) танцует свой предсмертный танец в полном трансе, не смея выйти за линию магического круга, очерченного старейшинами племени.