1. Пётр Ильич Чайковский. “Лебединое озеро”, 1877 год

Когда человек произносит слово “балет”, у него в голове немедленно появляется балерина в белой пачке с белой повязкой на голове. Наше “Лебединое озеро” – это безусловный символ балета .

Либретто:

Принц Зигфрид влюбляется в королеву лебедей – заколдованную принцессу Одетту. Но потом его вводит в заблуждение как две капли на неё похожая девушка Одиллия (она дочь Злого гения, и поэтому вся в чёрном), и Зигфрид делает ей предложение руки и сердца. Что и приводит к трагической развязке в конце. Все гибнут. Или остаются живы – зависит от постановки.

Это первый балет Чайковского. Сам он говорил про него так: «Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу».

Конечно, он всегда был очень самокритичным, но на этот раз и публика с критиками считали примерно так же. Ставился балет редко, сборы давал плохие и был в итоге благополучно снят с репертуара и забыт на целых двенадцать лет.

Уже после смерти Чайковского два балетмейстера – Мариус Петипа и Лев Иванов взялись заново поставить этот балет. Они нещадно его перекроили, но зато придумали всю эту красоту с лебедиными движениями и графическими линиями синхронного кордебалета.Только после этого “Лебединое озеро” стало центральным спектаклем русского балета.

Так что сам Чайковский не имел счастья видеть свой балет во всей красе. И Танец маленьких лебедей не видел, соответственно, что как-то даже трудно себе представить.

На первый взгляд этот балет выглядит незыблемым эталоном, но на самом деле за последние 100 лет в нём всё время что-то меняют. То так его танцуют, то этак.

Лет 20 назад британский хореограф Мэтью Борн тоже решил замахнуться на Петра нашего Чайковского, и замахнулся. Он поставил все три его балета, и сразу стал знаменитым. Главный его постановочный хит – “Лебединое озеро”. Он выгнал оттуда всех трепетных лебедей и заменил их мускулистыми молодцами в белых панталонах, расшитых перьями.

Мужской лебединый кордебалет.
Мужской лебединый кордебалет.

На этом ролике можно посмотреть Танец маленьких (но громко топающих) лебедей и так называемое “белое адажио” (любовный дуэт Зигфрида и… кого? этого парня точно не Одетта зовут).

2. Петр Ильич Чайковский. “Щелкунчик”, 1892 год

Либретто:

Девочка Маша спит и видит сон про то, как уродливый Щелкунчик – щипцы для расколки орехов в виде солдатика с огромными челюстями- побеждает всех врагов (армию мышей), а потом превращается в прекрасного принца, за которого она выходит замуж.

Это самый нарядный балет, который только можно себе представить. И по музыке, и по картинке. Все мировые рекорды бьют постановки Большого театра: они просто фееричны по невероятной роскоши декораций, костюмов и всяческих волшебных эффектов. Хореографию балета придумал Лев Иванов.

“Щелкунчик” ставится чаще, чем все другие балеты в мире, потому что ни одно Рождество ни в одной европейской стране, а также в США не обходится без этой постановки.

Вот очень красивый Вальс цветов ( Мариинский театр).

3. Адольф Адан. “Жизель”, 1841 год

Это популярный классический французский балет с очень незатейливой музыкой, но с очень трогательным образом главной героини.

Либретто:

Молодой граф Альберт готовится к свадьбе со знатной Батильдой, но параллельно развлекается тем, что крутит роман инкогнито с крестьянской девушкой по имени Жизель. Она узнаёт о его обмане, умирает от горя и превращается в вилиссу – призрачное создание.

Вот вариация Жизели (ещё счастливой) в исполнении Наталья Осиповой.

4. Сергей Сергеевич Прокофьев. “Ромео и Джульетта”. 1935 год

Либретто: все знают.

В 1935 году Прокофьев только что вернулся из эмиграции, и его “Ромео и Джульетта” стал как бы подарком Родине от блудного сына.

Но тут как раз Сталин устроил чистку музыкальных рядов, началась борьба с формализмом, и постановщики (хореограф Леонид Лавровский) побоялись попасть под горячую хозяйскую руку, тем более, что музыка в балете была довольно непростая. Поэтому на советских сценах он появился только спустя пять лет. Зато как! Это был настоящий триумф Галины Улановой.

Вариация Джульетты в исполнении Дианы Вишневой.

5. Игорь Стравинский. “Весна священная”. 1913 год

Либретто:

Сюжета фактически нет. Просто – весна и ритуальные обряды по этому поводу в племени славян-язычников, которые приносят в жертву идолам самую прекрасную девушку.

Это такой странный балет, о котором все слышали, но мало кто видел. Он больше знаменит своей музыкой, которая исполняется в симфонических концертах. Но зато уж так знаменит, что в 2013 году весь мир отмечал 100-летие его первой постановки.

Считается, что этот балет проложил черту между музыкой 19 и 20 веков. То есть он практически Великая Октябрьская социалистическая революция в музыке и одновременно тяжелый рок в балете.

Премьера балета в Париже была сорвана страшным скандалом с участием полиции, так что авторы едва унесли ноги от разгневанной публики.

Несмотря на то, что балет поставил звезда “Русского балета Сергея Дягилева” Вацлав Нижинский, а декорации с костюмами придумал знаменитый художник Николай Рерих, первая постановка балета не очень прижилась. Существует множество версий, но ни одна так и не стала эталонной.

Вот попытка реконструкции хореографии Нижинского: Великая священная пляска. Избранная (жертва) танцует свой предсмертный танец в полном трансе, не смея выйти за линию магического круга, очерченного старейшинами племени.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here