1. Джоаккино Россини. Увертюра к опере “Вильгельм Телль”
Увертюра к этой опере довольно большая, она состоит из четырёх разделов и устроена по правилам хорошего обеда: закуска, первое, второе и десерт. Все, конечно, ждут десерта. И действительно, финальная часть – не музыка, а огонь! Она несётся в ритме чёткого стремительного галопа. Простая энергичная тема моментально отпечатывается в мозгу и, в итоге может к вам привязаться к вам на целый день) Тем более, что все знают её по диснеевскому мультику, “Заводному апельсину”, компьютерным играм и рингтонам.
Чтобы не мучить публику и не заставлять её пережидать первые три раздела, многие дирижёры начинают увертюру прямо с финала.
Идеально вышколенный Токийский филармонический оркестр под управлением южнокорейского дирижёра Мюнг-Вун Чунга
2. Джоаккино Россини . Увертюра к опере “Севильский цирюльник”
Эта хитовая увертюра Россини – свидетельство хронического цейтнота, в котором Россини-композитор провел свои молодые годы. Ему приходилось писать оперы в таком стремительном темпе, что иногда не хватало времени на увертюру. Так получилась и с его “Севильским цирюльником”. Оперу он написал за 20 дней, и поскольку премьера была назначена чуть ли не на следующий день, ему пришлось взять уже готовую увертюру из другой своей оперы. А в ту оперу она тоже перешла из другой оперы, так что эта такая переходящая увертюра, которая подходит к любому сюжету.
Самый увлекательный, до безобразия банальный мотивчик звучит во втором, быстром разделе, но в первом тоже есть , что послушать.
Пражский симфонический оркестр под управлением Кристиана Бенды. Кстати, он ещё и прекрасный виолончелист.
А здесь британский вокальный ансамбль The King’s Singers поёт быстрый раздел этой увертюры в духе забавного шоу. Наверняка, Россини был бы не против)
3. Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере “Руслан и Людмила”
Увертюру к своей второй опере “Руслан и Людмила” Глинка написал по модели суперстремительной увертюры Моцарта к “Свадьбе Фигаро”. Но получилось очень по-русски, и не менее блестяще, чем у Моцарта и даже у Россини.
Чемпион по исполнению этого самого оптимистичного произведения русской музыки – Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра.
4. Рихард Вагнер. Увертюра к опере “Тангейзер”
А здесь уже всё очень серьёзно и монументально, как почти всегда у Вагнера. Эта музыка утверждает идею любви, как духовного подвига, а не как главного наслаждения жизни. Рыцарь Тангейзер понял эту разницу в тот момент, когда, выйдя из грота Венеры, где, позабыв о времени, предавался любовным утехам, услышал хор святых пилигримов, идущих в Рим (этой великолепной торжественной темой начинается и заканчивается увертюра).
Это большая увертюра, но если дослушать её до конца, вы поймёте всю колоссальную магию вагнеровской музыки. Многие именно через это сочинение пришли к Вагнеру.
Герберт фон Караян полностью погружён в экстаз этой музыки, также как и оркестранты.
5. Жорж Бизе. Увертюра к опере “Кармен”
Ещё один известный оперно-симфонический хит состоит из двух абсолютно контрастных разделов. Сначала – упоительный, сияющий триумф жизни, потом – мрачная тема безжалостного рока, предвещающая кровавую развязку.
Джеймс Ливайн, бессменный дирижёр Метрополитен-опера, тоже, бедняга, на старости лет попал под лавину расследований сексуальных домогательств. Как бы там ни было, дирижёр он гениальный!