1. Михаил Иванович Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»
Великолепный монархический гимн «Славься», которым заканчивается первая русская классическая опера, весь 19 век был неофициальным российским гимном. При первых его звуках вся публика в театре вставала, как при исполнении «Боже, царя храни».
В советское время текст хора (как и всей оперы) переписали, и теперь это патриотический гимн, который с невероятной помпой, которая Глинке и не снилась, исполняется на военных парадах и государственных праздниках.
2. Джузеппе Верди. Хор пленённых евреев из оперы «Набукко»
С оперы «Набукко» началась известность Верди. Это крайне запутанная история о противостоянии Иудеи и Вавилона. В третьем действии иудеи, которых должны наутро казнить, молятся о том, чтобы их Родина когда-нибудь стала свободной.
Этот тихий хор в ритме вальса («Va pensiero, sull’ali dorate» / «Лети, мысль, на золотых крыльях») попал в болевую точку национального сознания (Италия была тогда была под властью Австрии), и стал гимном Рисорджименто.
Он и теперь будит эмоции патриотизма в итальянцах, что видно из этого ролика.
Это фрагмент из постановки «Набукко» в Римском оперном театре. Во время оваций кто-то кричит «Viva Italia!», и дирижёр Рикардо Мути произносит импровизированный политический спич на тему гибнущей Италии (это был момент сильнейшего экономического и политического кризиса 2011 года). После чего публика поёт этот хор вместе с артистами. На словах «О, моя отчизна!» все встают в едином порыве. Многие плачут. Хор звучит с отметки 3.40.
3. Георг Фридрих Гендель «Аллилуйя» из оратории «Мессия»
Оратория, конечно, не опера, но в ней тоже есть сюжет, действующие лица, арии, ансамбли и хоры. Только сценического действия нет. Поэтому знаменитую «Аллилуйю» вполне можно включить в этот список.
Знаменитый генделевский хор чуть ли не с первого исполнения 250 лет тому назад считается главным религиозным гимном. В Англии принято вставать при его исполнении.
4. Рихард Вагнер. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»
С легкой руки английской принцессы Виктории, которая придумала сопроводить им собственную церемонию бракосочетания (в 1858 году), этот хор стал свадебным гимном, и уже 150 лет сопровождает шествие невесты к алтарю в западных странах. В церкви он обычно звучит в инструментальном варианте, без хора.
5. Джузеппе Верди. Триумфальный марш и хор из оперы «Аида»
Под эту музыку в опере торжественно шествует египетское войско, только что разгромившее эфиопов. Иногда с живыми лошадьми и слонами на сцене.
Победные фанфары отлично поднимают боевой дух и укрепляют веру в победу. Потому эта популярнейшая мелодия стала одним из гимнов футбольных болельщиков.