Поскольку прелюдия – это жанр родом из эпохи барокко, начнём с Баха.

1. Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия до мажор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”

“Хорошо темперированный клавир” Баха (сокращённо ХТК) для музыканта – это как таблица Менделеева для химика. Или псалтырь для верующего.

96 прелюдий и фуг (в двух томах) – это и школа игры на клавесине, и наука полифонии, и красота, и вся мудрость мира.

До мажорная прелюдия – маленькое волшебство: в ней нет мелодии, одни фигурации, но мы ясно слышим чудесную песню, полную нежной красоты и покоя.

В 19 веке француз Шарль Гуно сделал это ощущение явным: он добавил к прелюдии очень выразительную мелодию. Позже кому-то пришла в голову мысль петь её на слова католической молитвы Ave Maria. В таком виде до мажорная прелюдия Баха приобрела огромную популярность.

Но её настоящая чистая красота лучше слышна в оригинале (правда, здесь не клавесинный, а фортепианный вариант).

2. Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия фа минор “Из глубины взываю к тебе, Господи”

Хоральная прелюдия не означает, что это прелюдия, которую поют хором, как многие думают. Это прелюдия для органа, написанная на тему канонического протестантского хорала “ Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ” (“Я взываю к Тебе, Господи”).

Хоральная прелюдия фа минор входит в саундтрек “Соляриса” Тарковского. Именно “Солярис” сделал эту прекрасную прелюдию широко популярной и у нас, и на Западе.

В фильме она звучит в обработке Эдуарда Артемьева.

3. Фредерик Шопен. Прелюдия ми минор, №4.

В цикле из 24-х прелюдий Шопена почти все – шедевры красоты, лаконичности и глубины мысли.

Но все же самая популярная (судя по количеству исполнений и обработок) – ми минорная. Это маленькая славянская lacrimosa (“слёзная”) с бесконечной певучей мелодией.

По завещанию Шопена она звучала на его похоронах.

На ролике – переложение для виолончели и фортепиано.

4. Сергей Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

Юный и бедный Рахманинов получил за эту свою прелюдию от издателя целых 40 рублей, но авторские права не зарегистрировал. Тогда он ещё не знал, что впоследствии она станет для него настоящим проклятьем и источником хронического раздражения: ВСЕ его концерты заканчивались исполнением этой пьесы, иначе публика его просто не отпускала.

В её мрачной патетике есть какая-то магическая сила.

5. Клод Дебюсси. Прелюдия “Девушка с волосами цвета льна”

Альберт Анкер. Девочка, заплетающая косу
Альберт Анкер. Девочка, заплетающая косу

Рафинированная лирика, написанная прозрачными красками – не столько портрет, сколько прекрасное воспоминание о мелькнувшем женском лице, взгляде, аромате духов… Среди фортепианных сочинений Дебюсси эта пьеса самая популярная, если не считать его “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты”.

В переложении для скрипки и оркестра “Девушка с волосами цвета льна” тоже выглядит прекрасно)

Читайте короткие культшпаргалки с самым главным о Бахе, Рахманинове, Шопене.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here