👑 Генри Пёрселл. Траурный марш на смерть королевы Марии
Этому маршу больше трёхсот лет. Он был написан на смерть английской королевы Марии II в 1694 году.
С тех пор, как она взошла на трон, Генри Пёрселл — придворный органист и композитор — отмечал праздничными одами каждый её день рождения. Спустя пять лет Мария II умерла от оспы и была похоронена в Вестминстерском аббатстве. По этому случаю Пёрселл написал церемониальную траурную музыку. Она открывается этим торжественным похоронным маршем.
⭐Были ли когда-нибудь в Англии великие композиторы?
🎹 Фредерик Шопен. Похоронный марш из Сонаты №2 для фортепиано
Из всех траурных маршей этот — самый известный. Не совсем ясно, по какому поводу Шопен его написал. Но спустя два года он включил его в свою мрачнейшую Вторую сонату. Этот марш стал её третьей, предпоследней частью, и сразу же привлёк к себе всеобщее внимание своей суровой, скульптурной красотой. Он строг и лаконичен как колонны Парфенона.
Через несколько лет его оркестровали и стали использовать по прямому назначению. Впервые это произошло на похоронах самого Шопена. А далее он стал главной траурно-церемониальной музыкой практически во всех странах мира. Многие высокие официальные лица от Черчилля до Брежнева были погребены под его торжественные звуки.
В жизненном цикле советского человека хрущёвско-брежневской эпохи марш Шопена составлял печальную симметрию свадебному маршу Мендельсона. И тот, и другой замещали собой музыку церковных церемоний (отпевания и венчания), неодобряемых в атеистическом государстве.
Под нестройные звуки этого марша в исполнении похоронных духовых бригад ушли в последний путь многие тысячи простых советских граждан.
В итоге марш Шопена стал эталоном этого жанра на все последующие времена, а его начальный мотив — чем-то вроде музыкального мема.
⭐Фредерик Шопен: пять примеров абсолютной красоты
🥁 Людвиг ван Бетховен. Похоронный марш из Третьей симфонии
Сочиняя свою сонату с похоронным маршем, Шопен наверняка ориентировался на Бетховена, у которого тоже есть фортепианная соната (№12) с Marche funèbre . Но главный — великий траурный марш Бетховена — тот, что звучит в его Третьей (Героической) симфонии.
⭐Как Бетховен сочинял музыку, если был глухим?
Огромный ( в три раза длиннее, чем марш Шопена), он больше, чем марш. Это целая симфоническая поэма в жанре эпитафии. Тут и суровая скорбь, и ораторский пафос, и лирические отступления, и тяжёлые трагические паузы.
Эпоха Великой французской революции и наполеоновских войн наложила свой отпечаток на эту музыку. Недаром Третью симфонию Бетховен первоначально назвал «Бонапарт», несмотря на то, что был немецким патриотом и во время войны активно поддерживал антифранцузские настроения.
Относительно того, чья именно смерть послужила толчком для создания этого марша есть разные предположения. Вполне возможно, что это просто философское размышление на тему.
Здесь небольшой фрагмент.
🗡Рихард Вагнер. Марш на смерть Зигфрида из музыкальной драмы «Гибель богов»
Зигфрид — главный герой главного сочинения Вагнера — тетралогии (то есть цикла из четырёх музыкальных драм) «Кольцо нибелунга». Он внук верховного бога Вотана, практически сверхчеловек и поэтому единственный, кто может спасти человечество от проклятья золота. Но в последней части тетралогии («Гибель богов») он запутывается в сетях человеческого коварства и погибает от предательского удара копья в спину.
С его смертью мир теряет свою последнюю надежду на спасение. Теперь погибнут все — и люди, и боги.
Никто не превзошёл Вагнера в умении создать звучание непередаваемого величия. И хотя на марш это мало похоже (здесь нет чёткого ритма медленного шага), он потрясает своим колоссальным размахом.
Всё медленно движется от глухого стука литавр до страшного удара всего оркестра, а потом следует смертный вой вагнеровских туб и фаготов. В самой середине Вагнер создаёт ослепительное звучание — памятник славному Зигфриду и того, что он мог бы дать миру.
🐇 Густав Малер. Похоронный марш из Первой симфонии
Густав Малер не раз включал в свои симфонии (и не только в симфонии) траурный марш — ему было свойственно трагическое восприятие мира. Но наибольшую известность приобрёл именно этот — «ненастоящий» и очень двусмысленный похоронный марш из Первой симфонии.
Траур тут — фальшивая маска, из-под которой рвётся неприкрытое веселье и глумление. Малер нашёл эту идею в популярных лубочных картинках на тему «Как звери охотника хоронили». Безутешно рыдают лиса и волк, опечалены зайцы, в глубоком трауре медведь,
В этом марше подвох обнаруживается не сразу. Сначала в мрачной мелодии узнаётся хорошо замаскированная банальная народная песенка «Братец Яков» (вроде нашей «Во саду ли в огороде»), а потом похоронная процессия начинает сбиваться на шаг вприпрыжку и чуть ли не пускается впляс.
⭐ Как Густав Малер лечился у Зигмунда Фрейда
Если это юмор, то очень горький. За ним кроется жестокая правда об этом мире, где слишком много фальшивых декораций и лжи. Эта изнанка человеческих отношений рано или поздно (чаще всего в юности) открывается любому человеку. В середине марша есть тихое лирическое место, где герой симфонии прощается со своими иллюзиями.
Ещё на эту тему:
⭐Что такое «Лакримоза» Моцарта и почему их несколько