История такая. Она началась как раз после Второй мировой войны.
Жила-была одна английская пианистка местного масштаба. Звали её Джойс Хатто.
Вершиной её исполнительской карьеры стал выпуск нескольких не очень удачных пластинок. Примерно в сорок лет она отошла от дел и больше её никто никогда не видел.
Завязка истории
В конце 70-х на музыкальном рынке стали появляться аудио кассеты с её записями. Потом — диски. В аннотациях к ним сообщалось, что Джойс Хатто — тяжело больна (рак), она не выходит из дома, но продолжает играть и записываться на домашней звукозаписывающей студии. Этим занимался её муж, профессиональный звукорежиссёр — Уильям Баррингтон-Коуп.
Она умерла в 2006 году. За последние 30 лет её жизни было выпущено больше 100 дисков. На них Хатто играла фактически весь самый сложный фортепианный репертуар: от клавесинной музыки 18 века — до авангарда 20 века. И всё это было совершенно блестяще! Такого размаха ещё не знала история мирового фортепианного исполнительства.
Была выпущена её биография, из которой поклонники её творчества узнали, что она училась у крупнейших мастеров 20 века, в том числе, у Святослава Рихтера. Что иногда она записывалась вместе с национальным филармоническим оркестром под управлением Рене Кёлера. Один из сайтов тут же выложил биографию этого дирижёра с драматическими подробностями про немецкие концлагеря и советский плен.
Начиная с 2002 года имя Джойс Хатто стало легендой, она вошла в список крупнейших пианистов Британии.
Когда она умерла, все центральные издания Великобритании разместили некрологи, в которых искусство Джойс Хатто оценивалось как необыкновенное явление в исполнительском искусстве 20 века. Guardian писала, что «Джойс Хатто была одним из величайших мастеров, которых когда-либо рождала Британия …» Все крупные музыкальные критики высказывались в том же духе. Её муж принимал тысячи соболезнований от фанатов её искусства.
Развязка истории
Дальше произошло следующее. Один из меломанов поставил диск Хатто, на котором она играет Листа, в компьютер; плеер, автоматически связавшись с сетевой базой данных, вдруг выдал информацию, что этот диск записан неким Саймоном Ласло. А вовсе не Джойс Хатто.
Началось расследование. Когда совместными усилиями вытянули эту репку, оказалось, что
- почти все диски Джойс Хатто — компиляция записей других пианистов. Всего их было около 90 — от великих до малоизвестных. Диски собирались из фрагментов или целиком переписывались с применением небольшой трансформации типа ускорения;
- ни Национального филармонического оркестра, ни его дирижёра Рене Кёлера с его драматической судьбой нет и не было в природе;
- всю эту башню Мавроди соорудил её муж;
- лучшие музыкальные критики Британии в профессиональном смысле сели в лужу.
Муж сначала отнекивался и говорил, что не понимает, о чём вообще идёт речь. А потом признался, если это можно считать признанием. Скорее всего, он сочинил еще одну историю. Суть её в том, что его любимая жена играла всё хуже и хуже, и, чтобы её не расстраивать, он замещал некоторые неудачные фрагменты цитатами из записей других пианистов. А она потом слушала и радовалась. А он, как любящий супруг, радовался за неё. Всё, мол, из-за любви и сострадания к жене. По этой версии даже кино сняли ( «Loving Miss Hatto», 2012).
Обворованные пианисты из тех, кто ещё остался жив к тому времени, не стали выдвигать к любящему мужу судебных исков.
В итоге его усилий вышло так, что имя Джойс Хатто вычеркнуто из всех списков знаменитых исполнителей, а его собственное имя теперь вписано под номером «один» в реестр крупнейших аферистов в искусстве.