Эта история тянет на целый сериал. В ней множество побочных обстоятельств и важных деталей, без которых будут непонятны мотивы поведения всех её участников.
Итак, первоначальная диспозиция персонажей такова:
Рихард Вагнер. Он уже стал великим, вокруг него зона поклонения и экзальтированного восторга. Он женат, но это его юношеский брак, который давно стал формальностью. Его жена Минна доживает свои дни далеко от него.
Людвиг II, король Баварии. Это восемнадцатилетний экзальтированный фанат Вагнера, который как раз в это время призвал его в Мюнхен и предоставил ему своё сердце, душу, деньги, виллу, театр и покровительство.
Ференц Лист, знаменитый пианист и композитор, старый друг Вагнера. Он тоже считает его мессией от искусства и воспитывает в этом духе своих учеников и дочерей.
Козима, незаконнорожденная дочь Листа. Она выросла в атмосфере культа Вагнера и называет своих дочерей именами его оперных героинь: Даниэла-Сента («Летучий голландец») и Бландина-Елизавета («Тангейзер»).
Ганс фон Бюлов, её муж. Пианист (ученик Листа) и дирижёр, который знает наизусть все партитуры Вагнера и главной задачей своей жизни считает нести в массы искусство гения.
Эта семья была по сути дела идейным союзом двух вагнеристов. Любовь к Вагнеру заменяла им супружескую любовь.
Начало
Роман Козимы и Вагнера начался как раз в тот момент, когда Вагнер вытянул свой счастливый билет – получил покровительство Людвига II. Он переезжает в Мюнхен, заселяется в виллу, подаренную ему королём, и первое, что он делает на новом месте — выписывает к себе супругов фон Бюлов: ему позарез нужен Ганс, потому что только он может качественно поставить его оперы на сцене Мюнхенской придворной оперы.
Супруги начинают тесно общаться с Вагнером, и уже тлеющая искра между ним и Козимой начинает стремительно разгораться в пожар.
Ну, с Козимой было всё ясно. А Вагнер был впечатлён её молодостью и молчаливым поклонением. Однажды она в слезах упала перед ним на колени и стала целовать ему руки, которые он только что снял с клавиатуры рояля.
Кто кого любит — очень запутанно
Дальше начинается совершенно удивительный тройственный тандем. Схема взаимоотношений в нём выглядит крайне странно. Попробуйте разобраться.
Козима со всей силой своей стойкой натуры любит Вагнера. Муж Козимы Ганс фон Бюлов тоже любит Вагнера.
Вагнер любит Козиму, но вообще-то женщины для него — не проблема, он привык к их обожанию. А вот Ганс для него бесценен, он, фактически, его апостол Пётр и проводник его музыкальных идей в публику. Только Ганс знает все оперы Вагнера от первой до последней ноты, и вообще — он великолепный дирижер, другого такого в Германии просто нет. Поэтому, как ни парадоксально, мужа своей любимой женщины Вагнер всеми силами держит рядом.
Есть еще и Людвиг II, который тоже любит Вагнера, а Вагнер любит деньги короля. Поэтому у него ещё одна наипервейшая задача: сохранить расположение монарха и остаться в его глазах таким же лучезарным, как Лоэнгрин, рыцарь святого Грааля. Никакой аморалки! Людвиг правоверный католик и этого не любит. Ещё рассердится, да и перекроет финансирование!
В этой расстановке Козиме достаётся последнее место. После короля и Ганса. Вагнер прекрасно понимает, что она и так никуда не денется.
Семейные рокировки
Тем временем Козима официально выполняет функции секретаря композитора.
Она проводит все дни с утра до вечера на вилле Вагнера и записывает его мемуары, которые он диктует ей по просьбе короля. Два года они делают вид, что ничего не происходит, хотя происходит то, что Козима рожает Вагнеру дочь под крышей дома Бюлова.
Мюнхен уже гудит сплетнями. В газетах обсуждается возмутительная частная жизнь королевского фаворита. В католической Баварии с этим строго, да и вообще, в Мюнхене терпеть не могут этого «саксонского гнома», нагло узурпировавшего мозг, душу и деньги короля.
Вагнер как только не выкручивается, чтобы ситуация не взорвалась: он уверяет короля, что это все сплетни и происки врагов, он пишет открытое письмо в мюнхенскую газету с опровержением подлой клеветы и заставляет Людвига сделать официальное королевское заявление, что ничего подобного. Он клянется Бюлову в дружбе, и просит Козиму быть терпеливой и не накалять. И быть пока при муже.
Но покорная гению Козима нежно гнёт свою линию. Она терпит некоторое время, но потом решительно объясняется с мужем, берет в охапку троих детей мал мала меньше и едет с ними к Вагнеру на пмж. Вагнер, конечно, рад, но как только он узнаёт, что оскорбленный супруг Козимы заявил об отставке и собирается всё бросить и уехать, он отправляет её с детьми обратно к мужу.
Козима подчиняется, но Бюлов всё равно уезжает, и она через некоторое время опять возвращается к любимому с тремя детьми и известием о новой беременности. Это, конечно, очень мило, но Вагнер больше озабочен тем, как бы вернуть на место её мужа. Бюлова никто не может заменить в театре, и оперы Вагнера ставятся из рук вон плохо.
Он правдами и неправдами возвращает Бюлова, и в качестве бонуса возвращает ему его жену с уже четырьмя детьми. Чтобы всё было тихо, и никаких скандалов.
Но Козима, как стрелка компаса, всегда указывающая в одну сторону, снова возвращается к Вагнеру с четырьмя детьми и благой вестью о пятом ребенке под сердцем.
Спустя несколько месяцев Бюлов узнает из газет, что «любовница Вагнера Козима фон Бюлов родила сына». Смотреть на то, как его законная жена рожает от любовника уже третьего ребёнка — выше его сил. Как бы он не преклонялся перед Вагнером, какое-то чувство собственного достоинства у него, как оказалось, имеется.
Он, наконец, делает резкий протестный жест и уезжает из Мюнхена. Тут же следует его развод и далее — бракосочетание Вагнера с Козимой. Невесте было 33 года, жениху – 57.
Обратите внимание на этот её взгляд снизу вверх. Нет Бога, кроме Аллаха! И Рихард -пророк его!
Итого, в браке с фон Бюловым она родила Вагнеру троих детей.
Надо ли говорить, что все эти дети носили имена вагнеровских персонажей? Изольда, Ева и — долгожданный сын, воплощение любимого героя Вагнера – Зигфрид!
Вот все пятеро детей Козимы: две старших девочки от Ганса. Две помладше — от Вагнера и в центре — маленький Зигфрид.
Итоги
Вся эта история заняла примерно шесть лет. Для Козимы – это шесть лет двусмысленного положения, травли в прессе и душевных терзаний, надо полагать. Потому что Козима пошла не только против общественных устоев и своей совести, но также против веры (она была католичкой) и собственного отца, который два года не разговаривал ни с ней, ни с со своим бывшим другом Вагнером.
То, что она стойко все это выдержала, выстояла и ни на минуту не поколебалась в своей любви – это удивительно только на первый взгляд. А на второй всё становится понятным: ведь она была не кто-нибудь, а дочь великого Франца Листа, и любила она не кого-нибудь, а гениального Рихарда Вагнера. Чтобы взобраться на Эверест, не грех и ободрать коленки.
Когда на небесах благословляются такие романы, все побочные персонажи (обманутые мужья, жены и друзья) как-то сами собой растворяются в тумане. Но всё же интересно, как они-то?
Ганс фон Бюлов разочаровался в Вагнере-друге, но не перестал преклоняться перед его гением. Спустя несколько лет в трудный для Вагнера момент он отдал ему выручку за свои концерты – довольно крупную сумму, чтобы не сорвался фестиваль вагнеровских опер в Байройте.
На Козиму он не держал зла, он признавал за ней право любить «высшее существо». Так он называл своего соперника.
Все 14 лет последующей совместной жизни с Вагнером Козима вела дневник, в котором записывала каждое слово гения.
Она пережила своего кумира на 47 лет, и теперь они лежат рядом под мраморной плитой в саду их семейной виллы Ванфрид.